Зрители уткнулись в гаджеты
За последний год онлайн-кинотеатр Okko зафиксировал рост потребления сериалов на мобильных устройствах в 4,6 раза. Также на 84% увеличился год к году интерес зрителей к сериалам отечественного производства. Однако смещение интереса в сторону мобильного потребления российского контента наблюдают не все участники рынка.
Онлайн-кинотеатр Okko вчера представил результаты наблюдений за изменениями предпочтений российских пользователей с 2017 г. по 2019 г. Так, за два года количество просмотров отечественных фильмов увеличилось более чем в 3,5 раза, российских сериалов - более чем в 7,5 раза, а сериалов в общем - в 23 раза. Только за первую половину 2019 г. количество просмотров сериального контента на мобильных устройствах (смартфоны и планшеты) выросло в 4,6 раза по сравнению с этим же периодом 2018 г.
Как говорится в исследовании Okko, есть два главных фактора, способствовавших такому росту. Первый из них - короткий хронометраж сериалов. Он помогает заполнить небольшие промежутки свободного времени, а удобство приложения и бесшовное соединение с другими экранами в рамках одного аккаунта делает просмотр еще более комфортным. А второй - качественное развитие мобильного интернета. Как показывают данные, мобильные устройства при просмотре могут быть подключены как к стационарной сети Wi-Fi, так и к сетям мобильных операторов. Это означает, что технические условия и тарифы российских операторов связи позволяют зрителям не задумываться о том, какая сеть используется во время просмотра. При этом просмотры полнометражного контента на "домашних" устройствах растут.
Еще один тренд, который аналитики Okko наблюдают на протяжении нескольких лет, - рост спроса на отечественный контент. В первой половине 2019 г. основным драйвером этой категории также стали сериалы. В то время как продажи и просмотры отечественного кино соответствует средним показателям по сервису, у российских сериалов заметны высокие темпы роста: +84% год к году по категории "Отечественные сериалы".
В топ-10 самых популярных российских фильмов за первое полугодие 2019 г. вошли "Лед" (2018), "Как я стал русским" (2019), "Громкая связь" (2018), "Я худею" (2018), "Движение вверх" (2017), "На районе" (2018), "Ночная смена" (2018), "Тренер" (2018), "Завод" (2018) и "Счастья! Здоровья!" (2018). В топ-3 самых популярных российских сериалов за первое полугодие 2019 г. вошли "Содержанки" (2019), "Фитнес" (2018) и "Лучше чем люди" (2018).
Генеральный директор онлайн-кинотеатра Okko Иван Гродецкий связывает рост интереса зрителей к российскому контенту в первую очередь с улучшением качества российского кинопроизводства. "Мы научились снимать ярко, быстро и на хорошем уровне. Наши сериалы вполне составляют конкуренцию зарубежным, в том числе благодаря тому, что к съемкам стали привлекать звезд первой величины, как это принято на Западе. Также увеличение количества контента в разных жанрах играет на руку его популяризации. Сейчас можно найти отечественный контент на любой вкус: есть и российские фильмы ужасов, и отличные комедийные фильмы, и драмы, и веб-сериалы, и детское кино", - объяснил он ComNews.
Иностранные сериалы показывают еще более выраженную динамику (124% год к году), во многом этому способствовал выход финального сезона "Игры престолов" и премьера нашумевшего мини-сериала "Чернобыль" (оба производства HBO). Именно они стали самыми популярными у зрителей в первом полугодии 2019 г. Замкнул тройку лидеров комедийный сериал "Слуга народа". Еще одним условием роста просмотров сериалов стало увеличение количества серий: производители контента продлевают их на новые сезоны, чтобы удовлетворить интерес аудитории.
"Если раньше спрос на контент различных типов на разных устройствах рос более или менее равномерно, то теперь появился тренд на миграцию зрителей между платформами в зависимости от того, что они смотрят. И если для полнометражного фильма нужно много времени и большой экран, то для сериала подойдет любое место, где есть интернет, - отмечает Иван Гродецкий. - Фрагментация пользовательских сценариев в зависимости от типа контента и устройства потребления - логичный этап развития. Он в том числе говорит о формировании привычки пользования одним сервисом для разных контентных задач".
По словам Ивана Гродецкого, главный тренд года - это веб-сериалы вертикального формата, "заточенные" под просмотр на мобильных устройствах в течение небольшого периода: по пути на работу, учебу, в пробках или транспорте. "Такой контент уже очень популярен на Западе и отлично монетизируется, российские кинопроизводители уверенно движутся в ту же сторону, - замечает глава Okko, отвечая на вопрос ComNews о тенденциях на текущий год и ближайшую перспективу. - Мы не остались в стороне и первыми из онлайн-кинотеатров выпустили подобный формат в России. В этом году прошла премьера веб-сериала по бестселлеру Валентины Назаровой "Девушка с плеером" - совместной работы Okko и Red Carpet Studio. В планах - еще несколько подобных проектов до конца года".
Представитель ivi Екатерина Годунова подтверждает выводы исследования Okko, отмечая, что сериальный контент является драйвером роста мобильной аудитории. "Так, рост интереса к сериалам на mobile вырос на 22% в первом полугодии 2019 г. по сравнению с первым полугодием 2018 г. Сериалы также можно назвать самой быстрорастущей категорией на всех платформах", - говорит она. В топ сериального контента у ivi вошли "Игра Престолов", "Патрик Мелроуз", "Марокканская мафия", "Мир дикого Запада".
Напротив, генеральный директор "Megogo Россия" Виктор Чеканов не наблюдает явного перекоса в сторону сериалов. "Важно отметить, что от других OTT нас отличает наличие 250 телеканалов, в том числе сериальных и фильмовых. Наряду с VоD-контентом этот продукт показывает самый быстрый рост в нашей линейке, и эта тенденция сохранится в ближайшее время", - говорит он. Смещения в пользу мобильного потребления глава Megogo также не видит, однако оно в этом году показывает хорошую динамику.
Директор по развитию и маркетингу TVzavr Даниил Саверский также не наблюдает какого-то значительного перекоса в сторону сериалов. "У нас рост продаж полнометражных картин за первое полугодие 2019 г. увеличился практически в два раза. В топ-покупок вошли "Аквамен", "Зеленая книга" и "Человек-паук: через вселенные", - поделилась результатами она.
Рынок в целом отмечает рост потребления видеоконтента, и эта динамика продолжится, отмечает директор по связям с общественностью "Медиа-Коммуникационного Союза" (МКС) Елена Соловьева. По ее словам, рост потребления отечественного контента обусловлен массовым появлением качественного контента, как сериального, так и полнометражного. Наблюдение о росте просмотров сериалов на смартфонах также представляется представителю МКС вполне логичным, поскольку это удобный способ для заполнения коротких пауз, например, за обедом.