© ComNews
21.08.2019

81% компаний, которые инвестировали в роботизацию бизнес-процессов (RPA), уже окупили свои затраты. Об этом сообщают Департамент информационных технологий города Москвы и платформа ICT.Moscow в совместном исследовании о применении RPA. Согласно документу, около половины опрошенных представителей малого (41%) и среднего (52%) столичного бизнеса уже внедрили роботизацию. Кроме того, 94% компаний планируют роботизировать процессы в ближайшие два года. Большинство опрошенных представителей крупного бизнеса отмечают высокую окупаемость затрат на RPA - от нескольких месяцев до года. 

"76% респондентов, уже применяющих RPA, внедряли готовые решения. Среди них 44% после тестирования перешли на собственную разработку, 32% продолжили использовать готовые решения. Остальные 24% разрабатывали решения по автоматизации внутри компании. При этом в 86% компаний, применяющих RPA, создан центр компетенций по автоматизации. 81% компаний считают, что затраты на роботизацию уже окупились", - говорится в исследовании.

79% представителей малого и 86% среднего бизнеса оказались знакомы с технологией RPA. Около трети знали о возможностях RPA, но пока не применяли этот подход, а 21% предпринимателей и 14% представителей среднего бизнеса заявили, что не знают, что это такое.

В компаниях, уже внедривших RPA, численность сотрудников оказалась несколько выше, чем в организациях, где технологию еще не внедрили. А вот сфера деятельности компании прямого влияния на проникновение RPA не оказывает.

Чаще всего RPA применяют для анализа данных и документооборота. Наиболее распространена автоматизация сбора статистики (61%), формирования отчетов (54%), проведения вычислений (51%) и заполнения форм данными (50%). В ближайшие пару лет 85% компаний, использующих RPA планируют открыть вакансии для специалистов по этим технологиям. В числе приоритетных направлений для роботизации они обозначили анализ данных, документооборот и бухгалтерию. 

При этом фокус роботизации направлен одновременно на несколько бизнес-процессов, включая вычленение структурированных данных из документов, сравнение данных, авторизацию на сайтах, в приложениях, подключение по API, работу с большими массивами данных.

75% компаний, пока не применяющих RPA, также планируют роботизировать бизнес-процессы в ближайшие два года. При этом 44% отдадут предпочтение покупке готовых RPA-решений, еще 39% сначала хотят протестировать готовые решения, а затем планируют разрабатывать сами. Только 17% сразу планируют разрабатывать решения внутри. Наем специалистов планирует 67%.

Окупить затраты на RPA больше трети компаний рассчитывают в течение двух-трех лет, а 21% планирует сделать это в течение года.

Пользователи RPA в целом называли больше преимуществ технологии, чем те, кто еще не внедрял роботизированных решений. Наиболее ожидаемый эффект среди пользователей - снижение трудозатрат (57%). Представители компаний, знакомых с технологией, но не пользующихся ей, называют в первую очередь снижение числа ошибок, связанных с человеческим фактором (56%), улучшение качества выполняемых задач и сокращение сроков выполнения (по 51%). 

Те, кто впервые услышал об RPA, ждут от роботизации высвобождения времени сотрудников для более важных задач (48%), снижения трудозатрат (47%), возможности обработки большего объема информации и снижения числа ошибок (по 46%).

В компаниях, где RPA внедрен в 11 и более бизнес-процессах, уровень удовлетворенности технологиями немного выше. Те, кто отметил неудовлетворенность или поставил нейтральные оценки, ссылаются на следующие недостатки RPA-технологии: цена, неудобство, сложность в использовании, низкая скорость операций, сокращение сотрудников, необходимость дополнительного обучения персонала, а также наличие большого количества технических ошибок.

Более половины пользователей отмечают необходимость наличия бюджета, достаточную техническую подготовку сотрудников и четкое понимание возможностей и преимуществ технологии RPA для успешного внедрения. Многие из тех, кто знает об RPA, но пока не применяет технологию, считают главным условием внедрения подготовку сотрудников (53%), а также наличие четких бизнес-процессов (49%), понимание возможностей и преимуществ технологии всеми сотрудниками (49%) и наличие бюджета на внедрение (47%). 

Незнакомые с технологией компании в первую очередь считают необходимым определить бюджет для внедрения RPA (60%).

К числу барьеров для распространения RPA-технологий опрошенные отнесли высокие затраты на внедрение. Это отмечают как те, кто уже использовал технологию, так и компании без опыта (37%-40%).  

Среди тех, кто применяет технологию, к барьерам также относят недостаток профессиональных консультантов на рынке (31%), опасения сотрудников, что их заменят роботами (28%), необходимость изменения сопутствующих процессов (23%), отсутствие специалистов для внедрения в самой компании (21%). 

При ответе на вопросы о перспективах развития большая часть опрошенных видит наиболее активное развитие RPA в сфере интернета и телекома. Также в приоритете бизнес-консультирование, финансы, банки, страхование. Те, кто только знаком с RPA, еще выделяют сферу транспорта и логистики. 

Более 40% представителей компаний, где используют RPA или только знакомы с технологией, считают, что в ближайшие пять лет ее будут применять повсеместно для рутинных процессов, в том числе в деятельности операторов. Те, кто с технологией не знаком, согласны с тем, что ее будут все активнее использовать (32%).

В опросе приняла участие 461 компания (311 представитель малого бизнеса, 150 представителей среднего бизнеса). Респонденты отвечали на вопросы структурированной онлайн-анкеты. Основные сферы деятельности опрошенных компаний - строительство, интернет и телеком. Опрошенные пользователи RPA - в равной степени компании с численностью 51-100 и 101-250 человек. Среди тех, кто не знает о технологии RPA, преобладали компании с численностью 16-50 человек.

В ДИТ сообщают, что основная часть внедрений на базе RPA сейчас - это пилоты. По оценке департамента, объем промышленных внедрений удвоится к осени 2021 г.

Экспертиза на российском рынке в области RPA будет расти, а цена продуктов снижаться, прогнозируют в ДИТ. "Это значительно повысит востребованность роботизации. На такой исход повлияет и стоимость рабочей силы в стране. Чем она выше, тем больше стимулов роботизировать рутинные процессы, именно поэтому уровень проникновения RPA на развитых рынках выше", - уверены в департаменте. 

 По России полной аналитики у исследователей нет. В регионах в основном роботизируются единые центры обслуживания крупных компаний. Эксперты отмечают, что процесс там сдерживают низкие зарплаты. "Нанять человека на рутинную операцию все еще дешевле, но со временем это изменится", - полагают в ДИТ. 

 Сама технология RPA абсолютно нейтральна и может применяться в любых отраслях, где есть рутинные операции в больших объемах - подготовка отчетов, справок, исковых заявлений, перенос данных из системы в систему. То есть, прежде всего, бизнес-заказчиками будут выступать юридические и HR-подразделения крупных компаний, делопроизводство, бухгалтерия. Для средних и мелких компаний RPA может послужить более дешевой и быстрой альтернативой классической автоматизации и интеграции. 

"В госсекторе тоже большой простор для роботизации, и ДИТ Москвы уже активно экспериментирует с RPA. Мы наблюдаем повышенный интерес к RPA со стороны телеком-операторов, которые используют технологию не только для собственной роботизации, но и с прицелом на внедрение у клиентов", - говорят в департаменте. 

В большинстве случаев задачи RPA связаны с большими объемами данных - как от самих роботов, так и в процессах, которые роботизируются, отмечают в "СБКлауд". Далеко не все компании располагают достаточными собственными мощностями для обработки и хранения такой информации. 

Кроме того, развитию RPA в России мешает сопротивление со стороны бизнеса. "Из-за консервативности взглядов некоторые компании пока не готовы к цифровой трансформации. Относительно высокий порог стоимости для региональных компаний также является препятствием для среднего и малого бизнеса. В крупных компаниях - высокая фрагментация и вариативность одного и того же процесса с отсутствием регламентов выполнения являются самой большой проблемой на пути внедрения RPA", - сказал руководитель направления RPA компании Softline Антон Сидоров. 

Среди драйверов развития RPA в России специалист в первую очередь назвал разнообразие IT-ландшафта компаний и высокую стоимость классических способов автоматизации. В парке крупных компаний зачастую используются дорогие enterprise-платформы, доработка которых стоит в разы дороже, чем создание робота. "Например, процесс скоринга для информационной безопасности, в котором может быть задействовано пять-семь внутренних и внешних систем. Стоимость такой интеграции будет колоссальной. При этом многие сервисы могут не позволять работу по API и доступны только через пользовательский интерфейс. Сотрудникам компании приходится тратить массу времени на длительные рутинные операции, при этом часто случаются ошибки. Тут на помощь может прийти RPA", - пояснил Антон Сидоров.

По его словам, востребованность этого подхода будет расти до тех пор, пока в каждой компании не появится свой центр компетенций. "Где-то это может быть один человек, приглядывающий за роботами, а где-то целый департамент интеллектуального развития. Постепенно роботы заберут не только объемную рутину, использование OCR решений с компьютерным зрением, а также более сложные проекты на базе NLP-технологий в сочетании с синтезом речи", - убежден эксперт. 

RPA активно развивается в отраслях, где много рутинной работы - ритейл, страхование, банки и телеком, говорит руководитель направления роботизации процессов компании "Крок" Феликс Скворцов. "С помощью RPA и машинного обучения мы помогли автоматизировать первую линию технической поддержки пользователей в крупнейшей розничной сети "М.Видео-Эльдорадо". Проект позволит сократить ежегодные расходы ритейлера на техподдержку как минимум на 10 млн руб. Для одного из федеральных операторов связи модернизировали систему динамического речевого взаимодействия (IVR) контактного центра с использованием RPA. Робот-помощник позволяет не только повысить скорость и качество обслуживания клиентов, но и существенно снизить нагрузку на операторов контактного центра. А в крупной нефтехимической компании роботизировали процессы договорного документооборота и подготовки отчетности", - рассказал Феликс Скворцов. 

По его словам, робот обрабатывает запросы в 2-3 раза быстрее человека, в результате удалось сократить затраты эквивалентные расходам на оплату труда шести сотрудников. 

Если говорить о барьерах применения, то нередко сотрудники заказчиков сопротивляются, потому что боятся лишиться работы из-за роботизации, отмечает руководитель направления "Крок". 

Руководитель направления Центра компетенций по банковским технологиям компании "Техносерв" Михаил Андреянов считает, что рынок RPA в России пока далек от насыщения. Драйверами массового проникновения таких технологии в стране могут стать увеличение их финансирования, снятие санкционных барьеров, оптимизация бизнес-процессов и модернизация ИT-ландшафта компаний. "И, конечно же, увеличение покупательской способности бизнеса. А пока регионы тяготеют к менее функциональным, но более дешевым решениям", - подытожил Михаил Андреянов.