Беспилотный транспорт двинется по концепции
Минпромторг разработал проект концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования. Ведомство разъяснило в документе основные термины, классифицировало транспортные средства по пяти уровням автоматизации, назвало условия выхода на дороги общего пользования и спрогнозировало появление новых специальностей. Одни эксперты отзываются о документе положительно, вторые сетуют на то, что их не пригласили к участию, а третьи видят разночтения в определениях концепции при соотнесении с терминами в других документах.
Минпромторг на минувшей неделе опубликовал на портале нормативно-правовых актов проект постановления правительства РФ "Об утверждении концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования". Ведомство разработало документ с целью достижения задач и результатов федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства", утвержденного протоколом заседания комитета по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" от 20 декабря 2018 г. №4. Общественное обсуждение проекта продлится до 29 августа.
Беспилотным транспортным средством Минпромторг предлагает считать высоко- или полностью автоматизированное транспортное средство (ТС), функционирующее без вмешательства человека (в беспилотном режиме). Также в документе приводятся определения автоматизированной системы вождения (Automated Driving System, ADS), высокоавтоматизированного транспортного средства (Highly Automated Vehicle), каршеринга (Carsharing), цифровой модели дороги, райдшеринга/карпулинга (Ridesharing, Carpooling), полностью автоматизированного транспортного средства (Fully Automated Vehicle) и др.
Хотя в самом документе упоминается, что определения должны быть четкими и корректными, поскольку "вопросы внедрения беспилотных транспортных средств носят межведомственный характер". Тем не менее один из собеседников ComNews, пожелавший сохранить анонимность, обратил внимание на различия в формулировках терминов в данном документе по сравнению, например, с уже утвержденной Минкомсвязи Концепцией построения и развития узкополосных беспроводных сетей связи "Интернета вещей" от 29 марта 2019 г. В частности, речь идет об определениях интернета вещей (Internet of Things, IoT) и интеллектуальной транспортной системы (Intelligent Transport System, ITS). Как убедился ComNews, в документах эти понятия, действительно, сформулированы по-разному. По мнению собеседника, разночтений в терминологии на государственном уровне быть не должно, поскольку в дальнейшем это может затруднить вывод беспилотных ТС на дороги общего пользования.
В концепции транспортные средства разделены на пять уровней автоматизации - от самого первого, где контроль над ТС осуществляет водитель, до пятого уровня, где необходимости в водителе нет. Однако перед выпуском на дороги общего пользования беспилотных транспортных средств необходимы предварительные испытания высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) в соответствии с принятыми в автомобильной отрасли подходами и стандартами. Как указано в концепции, полноценные дорожные испытания ВАТС должны заключаться не просто в пробеге определенного количества километров, но и в подтверждении успешного выполнения ряда базовых сценариев управления.
Задачи по разработке подобных сценариев решает уполномоченный орган по техническому регулированию государства - члена Евразийского экономического союза. Помимо разработки основных технических требований и методик их проверки для включения в ТР ТС 018/2011, должен появиться подход к оценке соответствия ВАТС с автоматизированной системой вождения (АСВ). ВАТС должно безопасно работать в той среде штатной эксплуатации, для которой оно было разработано. При этом, говорится в документе, перечень дорог, на которых запрещается движение ВАТС, должен утверждать уполномоченный орган и учитывать при планировании, проектировании, строительстве, обслуживании и эксплуатации дорожно-транспортной инфраструктуры.
Отмечается, что развитие экосистемы высокоавтоматизированного транспорта потребует появления ряда новых специальностей - от производства до эксплуатации ВАТС. В качестве примера в документе перечислены специалист транспортных ИТ-систем, специалист по проектированию и производству ВАТС, технолог по сборке и производству ВАТС, оператор оборудования ВАТС (лидары, радары и т.п.), испытатель ВАТС на виртуальных полигонах, сценарист дорожных сцен (разработчик алгоритмов реагирования ВАТС на различные дорожно-транспортные ситуации), специалист по анализу генерируемых ВАТС и дорожной инфраструктурой данных (Big Data), специалист по кибербезопасности ВАТС и т.д.
В качестве преимуществ от внедрения высоко- и полностью автоматизированных транспортных средств Минпромторг называет экономию топлива от 19% до 22%, увеличение скорости доставки на 26-30%, экономию на заработной плате водителей в связи с возможностью ВАТС работать без перерывов, улучшение дорожно-транспортной ситуации в крупных городах с перегруженным центром. Однако основным глобальным преимуществом, достигаемым от внедрения автономного транспорта, ведомство предлагает считать резкое снижение аварийности.
При этом, как признают инициаторы проекта, при массовом внедрении ВАТС появится значимый недостаток - это потеря рабочих мест людьми, чья работа связана с управлением транспортными средствами. "Некоторые профессии станут не востребованы, некоторые будут существенно сокращены. Это не только водители такси, грузовиков и автобусов. Полностью изменится рынок страхования, резко снизится необходимость в специалистах по анализу ДТП и восстановительному ремонту автомобилей, отсутствие нарушений ПДД преобразует и сегодняшнюю ГИБДД", - говорится в концепции.
Вместе с тем Минпромторг надеется, что, учитывая этапность и постепенность изменений, их протяженность во времени, можно предположить, что данный отрицательный эффект может быть сглажен. Причем, как ожидают инициаторы, усилия органов государственного управления в данном случае будут играть ведущую роль. Полное же решение этой проблемы возможно только путем переквалификации работников.
Аналитик "ВИСТ Групп" (разработчик решений по цифровизации горнодобывающей и металлургической промышленности, входит в ГК "Цифра") Федор Глазырин назвал концепцию разумной, поскольку она обобщает мировой опыт эксплуатации и тестирования беспилотных автомобилей разного уровня автономности. "Она носит рекомендательный и описательный характер во многих своих пунктах, и ее непосредственное влияние на разработку беспилотного транспорта, на наш взгляд, невелико", - считает Федор Глазырин. Он ожидает, что принятие этой концепции может положительно повлиять на зарождающийся российский рынок беспилотных автомобилей тем, что даст толчок разработке стандартов. Как прогнозирует аналитик, именно появление конкретных стандартов тестирования и эксплуатации беспилотных транспортных средств откроет дорогу возможным коммерческим проектам в этой области.
Заместитель руководителя департамента ЖКХ, транспорта и благоустройства фонда "Сколково" по вопросам транспорта Кирилл Жанайдаров сообщил ComNews, что документ готовили эксперты рабочей группы НТИ "Автонет" при взаимодействии с рынком (фонд "Сколково" также принимает участие в работе над концепцией в составе рабочей группы НТИ "Автонет"). Он указывает, что эксперты рабочей группы стремятся актуализировать действующее законодательство с учетом опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств.
Напомним, что, согласно постановлению правительства РФ от 26 ноября 2018 г. №1415, с 1 декабря 2018 г. по 1 марта 2022 г. на дорогах общего пользования на территории Москвы и республики Татарстан все желающие могут протестировать беспилотные автомобили. Кирилл Жанайдаров добавил, что только в Инновационном центре "Сколково" проводят эксперименты такие компании, как "Яндекс", "НАМИ-КамАЗ", "КамАЗ", "Старлайн" и BaseTrack.
Несмотря на то что "Яндекс" активно тестирует беспилотные автомобили, в пресс-службе компании сообщили ComNews, что в разработке этого проекта концепции не участвовали. "Мы планируем дать свои замечания и комментарии в ближайшее время, - заявил представитель пресс-службы беспилотных автомобилей "Яндекса". - При этом мы уверены, что компании, непосредственно занимающиеся разработкой технологии, необходимо привлекать к развитию законодательства в сфере беспилотного транспорта, так как только у них пока есть достаточная экспертиза в этой новой отрасли".
ООО "Аврора Роботикс" также планирует подключиться к работе над концепцией и внести свои предложения по ее совершенствованию. Об этом рассказал генеральный директор компании Виталий Савельев. "Нам, как производителям с большим опытом работы в области робототехники, хорошо известны все слабые стороны, на которых следует сконцентрировать максимум внимания. Тщательная проработка концепции обеспечения безопасности дорожного движения ускорит процесс внедрения и освоения беспилотного транспорта", - отмечает он.
Отметим, что уже совсем скоро - 24 октября 2019 г. в Москве пройдет III Федеральный форум "Smart Cars & Roads - цифровая трансформация экосистемы "автомобиль-дорога" в Российской Федерации", где, в частности, будет обсуждаться тема беспилотных транспортных средств. Важнейшей же темой форума в 2019 г. будет цифровая трансформация экосистемы "автомобиль-дорога", а также способы объективной оценки эффекта от цифровой трансформации и окупаемости инноваций. Подробнее на официальном сайте проекта.