"Ростелеком" не выполнил обещания
ФАС обязала ПАО "Ростелеком" выплатить штраф в размере 250 тыс. руб. за недобросовестную конкуренцию. Ранее комиссия ведомства признала, что оператор нарушил закон о защите конкуренции во время маркетинговой акции "Пакет навсегда". В промоматериалах "Ростелеком" указал, что цены, заявленные компанией в рамках акции, будут действовать на постоянной основе, однако через некоторое время повысил стоимость услуг.
С 1 сентября 2015 г. по 25 марта 2016 г. "Ростелеком" проводил акцию "Пакет навсегда", которую сопровождал размещением рекламы и статей. В статье на сайте компании говорилось: "Такие отличные цены будут действовать не только в ограниченный по времени промопериод, а останутся неизменными навсегда". При этом никаких исключений или уточнений относительно периода действия цен на услуги в материале не было указано.
Кроме того, на сайте "Ростелеком" разместил публичную оферту, согласно которой тарифный план на пакет услуг в рамках "Пакета навсегда" не подлежит изменению.
Однако уже в июне 2017 г. компания увеличила стоимость многих архивных тарифов, в том числе на услуги по обеспечению "Интерактивного телевидения" и "Домашнего интернета" в среднем на 40 руб. В результате комиссия ФАС приняла решение, что действия ответчика нарушают Закон о защите конкуренции.
В "Ростелекоме" ComNews ответили, что ожидают полный текст решения ФАС. "Что делать дальше - определим после изучения документа", - сказали в пресс-службе оператора.
Адвокат Александр Титов считает, что "Ростелеком" нарушил законодательство о рекламе, а не о защите конкуренции. "Ст.14.8.3 Закона о защите конкуренции предусматривает следующее: не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего федерального закона. Это очень расплывчатая формулировка. В то время как согласно ст.5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама содержащая недостоверные сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара", - цитирует законодательство Александр Титов.
Оператор, по мнению адвоката, как раз вводил потребителей в заблуждение, говоря о неизменности тарифов во времени. Если оператор убедит суд в том, что в действительности нарушения следует квалифицировать иначе, у него есть шанс оспорить решение ФАС в суде.
Председатель общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов говорит, что скрытое повышение стоимости услуг - довольно распространенное нарушение. В основном оно свойственно операторам мобильной связи. Нарушают как в отношении абонентской платы, так и в части дополнительных услуг.
Для этого операторы пользуются различными приемами - от увеличения цены без оповещения абонентов до размещения информации о повышении стоимости в дебрях сайта компании. Потребитель фактически не получает информацию об удорожании услуг и продуктов и сталкивается с непредвиденными расходами.
"Шансы выиграть суд у "Ростелекома" небольшие. По статистике, ФАС удается отстоять позицию более чем в 85% дел. Надеюсь, что ведомство выиграет и в этом случае, и абоненты смогут вернуть обещанные им условия тарифа", - подытожил Олег Павлов.
Владелец юридической фирмы "Катков и партнеры" Павел Катков согласен с коллегой: сначала было сделано заявление, затем нарушены его же условия. "Здесь корректно говорить о недостоверной рекламе - п.2 ст.5 ФЗ "О рекламе". Что касается интереса к делу антимонопольного ведомства, то, полагаю, ФАС России занялась этим именно в силу крупности "Ростелекома", - уверен специалист.
Причины ситуации лежат в несогласованности коммерческой активности с правовой экспертизой. При наличии последней, полагает Павел Катков, такая акция едва ли была бы реализована в таком виде.