© ComNews
18.07.2019

ПАО "МегаФон" представило решение "Умное ЖКХ", позволяющее производить дистанционный контроль энергоресурсов. Решение, разработанное в рамках концепции интернета вещей и использующее стандарт узкополосного доступа NB-IoT, нацелено на выполнение задач поставщиков электроэнергии, тепловой энергии, водоканалов, управляющих компаний и застройщиков недвижимости. Как считают в экспертном сообществе, решение "МегаФона" полностью совместимо с задачами устранения больших проблем ЖКХ.

Как заявили в пресс-службе "МегаФона", комплексное решение "Умное ЖКХ" (так называемые умные счетчики) оператор уже успешно внедрил в 2017 г. в жилых домах Иннополиса в Казани. "Это первый в России проект внедрения интернета вещей в ЖКХ на базе технологии NB-IoT. Сегодня этим решением уже пользуются управляющие компании и застройщики России", - указали в "МегаФоне". Относительно оценки результатов эксплуатации решения в Иннополисе в компании сказали следующее: "На первом этапе коммерческой эксплуатации еще в 2017 г. мы оборудовали передающими устройствами первый дом города Иннополиса, разместив счетчики на разных этажах, в том числе и в труднодоступных местах. В данном случае умными приборами учета был оборудован подвал дома. Мы были первыми в России, кто протестировали решение в стандарте NB-IoT и затем запустили его в коммерческую эксплуатацию в умном городе Иннополисе. Мы довольны результатами, и именно поэтому сегодня предложение "Умное ЖКХ" мы выводим на федеральный рынок".

Однако то, на какое количество клиентов решения в компании рассчитывают, а также сумму вложенных в него средств в "МегаФоне" не раскрыли, сказав, что это составляет коммерческую тайну компании.

Решение "Умное ЖКХ", как рассказали в компании, объединяет в своем составе автоматизированную систему сбора и передачи данных с приборов коммунального учета, удобное web-приложение для пользователей, объемную библиотеку драйверов для различных моделей цифровых приборов учета и широкие возможности интеграции с внешними системами. Решение позволяет производить учет и контроль за потреблением электричества, тепла, газа и воды. Дополнительно к системе можно подключить весь спектр пожарно-охранных датчиков, таких как датчики протечки, движения, вскрытия и т.д. При использовании соответствующих моделей счетчиков решение "МегаФона" позволяет также дистанционно программировать и управлять приборами учета.

Передача данных решением, как отметили в "МегаФоне", осуществляется по технологии NB-IoT. Она отличается малыми объемами обмена данными, возможностью использовать автономное питание и гибко управлять энергопотреблением устройств. К одной базовой станции можно подключить до 80 тыс. IoT-устройств, что в десятки раз превышает возможности существующих стандартов мобильной связи. "Установленные в счетчиках элементы питания будут работать без подзарядки до 10 лет, что снизит расходы на замену батарей. Технологические данные устройств хранятся в защищенном облачном хранилище и доступны пользователю через веб-интерфейс и мобильное приложение", - указали в "МегаФоне".

Что касается тех регионов, в которых решение запущено в коммерческую эксплуатацию, в МегаФоне заявили: "Услуга будет работать, где есть сети NB-IoT. Наша сеть уже позволяет обеспечивать федеральное NB-IoT-покрытие. Мы существенно продвинулись относительно других операторов и предлагаем своим клиентам комплексную инфраструктуру интернета вещей - это готовая к внедрению коммерческих проектов NB-IoT-сеть, NB-IoT-решения, NB-IoT-устройства и самая удобная на рынке операторов связи М2М- платформа".

О возможностях решения в компании сказали следующее: "Благодаря решению "Умное ЖКХ" снабжающие и управляющие организации получают прозрачность взаиморасчетов, эффективный контроль за поставкой и передачей ресурсов, функции удаленного контроля счетчиков, а также сокращение потерь энергоресурсов и связанных с ними убытков. "Умное ЖКХ" можно интегрировать с распространенными системами 1С и ГИС ЖКХ. Оно обеспечивает автоматический сбор данных без обхода квартир сотрудниками и формирование на его основе четкого баланса потребления ресурсов. При этом жители освобождаются от необходимости передачи данных ЖКХ в ручном режиме и оплачивают ресурсы по фактическому потреблению".

Руководитель по IoT и цифровым решениям "МегаФона" Павел Иванченко относительно решения "Умное ЖКХ" сказал следующее: "По мере того, как города России и ближнего зарубежья переходят на новые, высокотехнологичные системы управления ЖКХ, растет и запрос на создание оригинальных российских продуктов для этой сферы. "МегаФон", занимающий лидирующее положение в стране благодаря успешно сформированной сети интернета вещей, насчитывающей свыше 7 млн сим-карт, имеет богатый опыт разработки и запуска целых экосистем, выстроенных на базе IoT. Наше новое решение, выпущенное специально для ЖКХ, учитывает все специфичные местные особенности, принятые в России стандарты и, что особенно важно, сложившуюся практику управления сферой городского хозяйства. Принимая во внимание те факты, что годовой оборот рынка ЖКХ в нашей стране достигает 4,6 трлн руб. и соответствует 6% ВВП России, нет никаких сомнений, что "Умное ЖКХ" будет активно внедряться в масштабах всего государства, повышая удобство управления процессами и снижая издержки от потерь, в настоящее время являющихся достаточно серьезной проблемой данной отрасли".

В пресс-службе ПАО "МТС", говоря с корреспондентом ComNews о представленном "МегаФоном" решении для IoT в ЖКХ, обратили внимание, что МТС запустила в коммерческую эксплуатацию несколько решений интернета вещей по сбору и обработке данных с приборов учета и других датчиков. "В частности, сервис "Телеучет данных" и "Платформу IoT-решений", предназначенную для широкого спектра применений. Эти решения используют широкий спектр технологий и протоколов, в том числе технологию беспроводной связи NB-IoT", - указали в МТС, добавив, что компания развивает федеральную сеть интернета вещей стандарта NB-IoT, которая уже покрывает более 60 регионов России. 

"МТС постоянно совершенствует свои сервисы и технологии и расширяет спектр их применения. Решения компании могут быть использованы как для учета потребления энергоресурсов на различных уровнях - ресурсоснабжающими организациями, водоканалами, сетевыми компаниями, застройщиками, УК и ТСЖ, конечными потребителями - жителями и коммерческими предприятиями, так и для сбора данных с различного оборудования и датчиков, используемых на производстве, в строительстве и коммунальных нуждах. Для сектора ЖКХ мы также предлагаем решения по мониторингу сотрудников и спецтехники, контролю выполнения задач, умному вывозу мусора, видеонаблюдению и аналитике и др.", - отметили в МТС.

В компании также заявили, что видят развитие IoT в ЖКХ перспективным направлением. "По различным оценкам, внедрение интеллектуального сбора данных с приборов учета будет расти, число умных счетчиков в 2022 г. достигнет в РФ нескольких десятков миллионов единиц -оценки 20-80 млн", - проинформировали в МТС.

В пресс-службе ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") корреспонденту ComNews указали на то, что оператор активировал в Москве масштабную сеть для сервисов и устройств интернета вещей в стандарте LTE на основе технологии NB-IoT. "Московская сеть связи "Билайна" полностью готова для поддержки десятков миллионов умных устройств интернета вещей и развития рынка технологий умного города", - отметили в "Билайне".

В компании также обратили внимание, что тренд на массовую интеграцию продуктов интернета вещей только набирает обороты на российском рынке. "Поэтому мы считаем правильным дать возможность разработчикам провести пилоты своих IoT-решений на нашей сети в Москве. В ближайшей перспективе мы ожидаем переход на новый стандарт многих городских и потребительских сервисов, таких как системы учета энергоресурсов, городское освещение, дорожная инфраструктура и интеллектуальные системы ЖКХ. Поэтому мы запустили открытую тестовую площадку для разработчиков решений IoT на сети стандарта NB-IoT на территории умного квартала в районе Марьино Москвы", - рассказали в "Билайне".

Помимо того, в компании отметили, что на недавнем Петербургском международном экономическом форуме "Билайн" подписал соглашения о сотрудничестве с шестью регионами, в рамках которого намерен предоставлять свои технологические решения, в том числе аналитику big data и решения для умного города, а также помогать развивать информационно-технологическую инфраструктуру регионов.

В пресс-службе Tele2 (ООО "Т2 Мобайл"), беседуя с корреспондентом ComNews, указали, что в 2018-2019 гг. оператор развернул две пилотные зоны NB-IoT в жилых домах Москвы и Петербурга в партнерстве с Nokia, Ericsson и ПАО "Ростелеком". "Мы протестировали сервис на более чем 150 электросчетчиках в реальных условиях и проверили точность передачи данных. Умные счетчики автоматически передают точные показания на сервер сбора статистики энергетической компании: жителям не нужно помнить о датах снятия и передачи показаний, а энергосбытовым компаниям не требуется проводить их сверку. Безусловно, внедрение интернета вещей способно вывести жизнь горожан на новый уровень: энергосбытовые компании получат высокий экономический эффект, а пользователи - комфорт при расчетах за электричество", - заявили в Tele2.

Директор Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников в разговоре с корреспондентом ComNews сказал следующее: "Все с нетерпением ждут когда NB-IoT займет серьезное место на рынке. Но в то же время никому не интересны протоколы и сим-карты. Парадигма цифрового ЖКХ оперирует понятиями снижения издержек, повышения эффективности учета, снижения небаланса размером более чем в триллион рублей. Решение "МегаФона" полностью совместимо с задачами решения больших проблем, и это правильно".

Что касается развития рынка решений IoT для ЖКХ, Андрей Колесников отметил, что его можно оценить, в частности, посчитав количество приборов, которые должны быть умными. "В течение шести лет и с учетом выбывания старых приборов данный рынок составит приблизительно 100 млн приборов. Такая оценка - конечно, пальцем в небо, но порядок таков. Не только тех приборов, что стоят в квартирах, но и используемых в инфраструктуре. Речь о распределительных узлах инфраструктуры, промышленности, муниципальных объектов и т.д.", - указал Андрей Колесников, добавив, что вопрос сегодня - в определении места оператора связи в IоT в ЖКХ.

"Так сложилось, что все затраты на передачу пакета от прибора до платформы уже спрятаны в стоимость прибора учета на время его поверочного интервала или срока службы. Традиционный операторский концепт "доход = количество сим-карт х количество рублей с сим-карты" не работает и не будет работать. Поэтому оператору выгодно получить деньги за услугу связи сразу - от производителя прибора. При этом есть второй источник доходов, более маржинальный - непосредственно сервисные платежи за использование платформы сбора и обработки данных с прибора и превращение физически измеряемых величин в денежные знаки", - отметил Андрей Колесников.

Он также обратил внимание, что тот, кто владеет первичными данными, получаемыми с приборов, имеет большие преимущества. "Например, провал проекта ГИС ЖКХ во многом обусловлен тем, что платформа не получает объективных данных непосредственно с приборов. У "МегаФона", как и у других "операторов приборов учета", в этом плане гораздо больше шансов стать коммерчески интересным проектом", - заявил Андрей Колесников и добавил, что "приз на рынке решений для IoT в ЖКХ возьмут те, кто сможет конвертировать кассовый разрыв более чем в 1 трлн руб., состоящий в том числе из неплатежей и мутных схем - из оборота в 4,6 трлн руб., хотя бы частично в свой доход".

Помимо того, Андрей Колесников указал корреспонденту ComNews, что NB-IoT как протокол имеет большое будущее. "Но прежде, чем оно наступит, пройдет еще несколько лет - период, в течение которого вендоры доведут чипсеты до приемлемого уровня энергопотребления в автономном режиме", - отметил он.

Директор департамента телекоммуникационных услуг J’son & Partners Consulting Кирилл Кучеров в разговоре с корреспондентом ComNews заявил, что рынок умных счетчиков, который составляет большую часть рынка решений для умного ЖКХ, является весьма перспективным потому, что и бизнес-модель сервис-провайдера таких услуг, и экономический эффект для УК как потребителей сервиса являются понятными и измеримыми. "Этот рынок находится в промежуточной стадии между стадией инновации и стадией массового рынка, но темпы развития его, в том числе в ближайшие полтора-два года, будут ограничены темпами обновления парка счетчиков", - указал Кирилл Кучеров.

По мнению партнера iKS-Consulting Татьяны Толмачевой, российский рынок ЖКХ уже насыщен разного рода программно-аппаратными системами автоматизации, телеметрии, диспетчеризации, автоматических систем учета и контроля расхода энергоресурсов. "Многие организации отрасли - водоканалы, энергосбытовые компании, пр., стремящиеся к улучшению своего сервиса и сокращению собственных трудозатрат, уже давно внедряют различные автоматизированные системы управления и учета технологического и коммерческого учета. По нашим оценкам, в 2018 г. рынок решений для автоматизированного учета потребления энергоресурсов вырос на 12% до 6,5 млрд руб. Уровень проникновения таких систем сильно варьируется в зависимости от потребительского сегмента. Например, в сегменте крупных промышленных предприятий проникновение автоматизированных систем в отрасли энергетики доходит до 80%, в сегменте частных потребителей воды и тепла -близко к нулю. Потенциал этого рынка очень высок, но он трудно реализуемый по разным причинам, в том числе из-за низкой стоимости самих коммунальных ресурсов", - говорит она.