© ComNews
16.07.2019

К маркировке лекарственных препаратов, которую реализует Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы маркировки "Честный знак"), подключились операторы фискальных данных (ОФД). Так, OFD.RU (ООО "Петер-сервис спецтехнологии") реализовал тестовую интеграцию с системой "Честный знак" для обработки кодов маркировки лекарств. А компании "Платформа ОФД" (ООО "Эвотор ОФД") и "Атол" протестировали продажу маркированных упаковок лекарств в аптечной сети "Неофарм".  

Оператор фискальных данных OFD.ru реализовал тестовую интеграцию с системой "Честный знак" для обработки кодов маркировки лекарств. Проект поможет аптекам и аптечным сетям подготовиться к введению обязательной маркировки препаратов из перечня высокозатратных нозологий - ВЗН (дорогостоящие лекарства, применяемые для лечения наиболее тяжелых и редких заболеваний).

Тестирование продаж маркированной продукции провели также аптечная сеть "Неофарм", оператор системы маркировки ЦРПТ, поставщик аппаратных и программных решений для ритейла "Атол" и операторы фискальных данных "Платформа ОФД" и OFD.ru. Компании протестировали прием, обработку, передачу двухмерного штрихкода в кассовом чеке при выбытии из оборота лекарственных средств.

В результате тестирования информация о каждой упаковке поступила в систему электронного документооборота, зафиксировалась на кассе, в кассовом чеке и в "Платформе ОФД", а также была передана в систему маркировки "Честный знак".

"1 июля 2019 года в системе маркировки "Честный знак" началась обязательная регистрация участников оборота ВЗН, в том числе аптек и медицинских организаций. А с 1 октября 2019 года будет обязательным нанесение кода при производстве этих лекарств. Чтобы коды маркированных товаров передавались с онлайн-касс в аптеках в систему "Честный знак", нужно протестировать процессы выбытия кодов, проверить работу ККТ и кассового ПО, убедиться, что данные из чека передаются в ЦРПТ в корректном виде, без ошибок. Для этого OFD.ru интегрировал тестовый контур с системой мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП). По завершению тестового периода все наработки будут перенесены в рабочую среду. Процесс мониторинга движения маркированных лекарств происходит следующим образом: на кассе считывается код маркировки и в составе кассового чека передается в OFD.ru, где проверяется наличие специального кода в тэге 1162. Если он существует, то ОФД передает данные в систему "Честный знак". Если код не обнаруживается или данные недостоверны - появляется сообщение об ошибке. К тестовой среде подключена аптечная сеть "Неофарм". В ближайшее время к испытаниям присоединятся другие участники рынка, в том числе ряд федеральных аптечных сетей", - сообщила пресс-служба OFD.ru. 

"Только в мае-июне через "Платформу ОФД" ежедневно передавалось порядка 20-25 тыс. кассовых чеков с кодом маркировки в различных товарных группах. Сейчас очередь дошла и до лекарств. Задача оператора фискальных данных как одного из ключевых звеньев в обеспечении прослеживаемости товаров - развивать удобные инструменты работы с новой системой и предоставлять их всем участникам оборота, следуя срокам внедрения маркировки товаров", - отметил генеральный директор "Платформы ОФД" Алексей Баров.

"Маркировка товаров - важный проект национального масштаба, в который вовлечены все участники рынка обращения. Роль "Атол" в этом проекте - найти баланс между требованиями законодательства и потребностями бизнеса. Для нас важно обеспечить максимально комфортный переход предприятий на работу с маркированной продукцией вне зависимости от отрасли и масштаба бизнеса. Для этого мы разработали целый спектр решений: смарт-терминалы, фискальные регистраторы, POS-системы, сканеры штрих-кодов, специальное ПО. Мы проводили и проводим множество тестов наших продуктов. Данное тестирование еще раз подтвердило эффективность наших решений и их готовность к работе с новой системой", - сказал председатель совета директоров компании "Атол" Алексей Макаров.

Представитель пресс-службы ЦРПТ рассказал корреспонденту ComNews, что в соглашении о государственно-частном партнерстве, подписанном на ПМЭФ между ЦРПТ и Минпромторгом, вошли 13 товарных групп: меховые изделия, молочная и табачная продукция, лекарственные препараты, духи и туалетная вода, шины и покрышки, пять категорий товаров легкой промышленности, обувь, фотокамеры и вспышки.

"Правительством утверждены следующие сроки по введению обязательной маркировки: меховые изделия - с 1 июня перешли в систему "Честный знак".  Сигареты - с 1 марта, обувь - с 1 июля, лекарственные препараты: из перечня препаратов для "высокозатратных нозологий" - 1 октября 2019 г., все лекарства - 1 января 2020 г. С февраля 2017 г. в фармотрасли идет "пилотный" проект. Легкая промышленность, духи, шины, фотокамеры - с 1 декабря 2019 г.  C 15 мая стартовал эксперимент по маркировке фотоаппаратов, 20 июня - по маркировке шин. В рамках пилотного проекта, который продлится до 30 ноября 2019 г., будут маркироваться товары легкой промышленности (предметы одежды, включая рабочую одежду, блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия, а также постельное, столовое, туалетное и кухонное белье). Также с 15 июля 2019 г. запущен эксперимент по маркировке молочной продукции, упакованной в потребительскую тару, который продлится до 29 февраля 2020 г.

С 1 июля в России прекратился выпуск немаркированной табачной продукции. На данный момент все компании-производители, демонстрирующие на рынке табака, зарегистрированы и работают в системе. JTI, "Филип Моррис Интернэшнл", "БАТ Россия" и "Империал Тобакко", выпускающие более 98% табачной продукции, осуществили переход на выпуск маркированной продукции досрочно. На сегодня в системе зарегистрировано более 36 тысяч ИНН организаций и индивидуальных предпринимателей - это более 110 тысяч торговых точек. Сейчас система маркировки в сутки обрабатывает информацию о 32 миллионах пачек, из розницы поступает 120 тысяч чеков. 

Пилотный проект по маркировке и прослеживанию обуви проходил с 1 июня 2018 г. по 30 июня 2019 г. За это время его участниками стали более 2 тыс. компаний, выпущено более 75 млн цифровых кодов. Лидерами по количеству заказанных кодов стали "Кари", "Спортмастер", "Детский Мир", "Зенден" и Адидас". В июле начинается обязательная маркировка обуви, переход к которой будет осуществлен поэтапно: с 1 июля 2019 г. проводится регистрация участников оборота обувных товаров. С 1 октября 2019 г. предоставляется доступ к устройствам регистрации эмиссии кодов маркировки, начинается добровольная маркировка и передача сведений в систему мониторинга, начинается маркировка остатков обувных товаров. С 1 марта 2020 г. запрещен оборот немаркированных обувных товаров. До 1 апреля 2020 г. необходимо промаркировать остатки, приобретенные до 1 марта 2020 г., но полученных после 1 марта 2020 г.", - сообщил представитель пресс-службы ЦРПТ.  

Он добавил, что на основании 488 ФЗ о внесении изменений в ФЗ № 381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" и с.4.4 и 4.5 в ФЗ № 54 "О применении ККТ при расчетах в РФ" операторы фискальных данных осуществляют передачу данных из чеков в систему.
"Дополнительных условий нет. На сегодняшний день все ОФД обеспечивают передачу данных из чеков, сформированных участниками оборота, в систему маркировки и прослеживания "Честный знак". Некоторые ОФД реализовали возможность регистрации в системе через свои личные кабинеты и продолжают развивать свои сервисы. Магазину, который использует сервис ОФД достаточно зайти в свой кабинет и нажать кнопку зарегистрироваться", - прокомментировал он.

Представитель пресс-службы "Платформы ОФД" сказал корреспонденту ComNews, что по сигаретам, обуви, лекарствам уже налажена, оттестирована система передачи данных в ЦРПТ. "На очереди другие виды. Более того, можно зарегистрироваться в системе "Честный знак", не выходя из личного кабинета "Платформы ОФД". Это очень удобно и востребовано предпринимателями и компаниями, нашими клиентами. С ЦРПТ работаем в режиме регулярного взаимодействия, обсуждаем и решаем сообща различные проблемные вопросы как при тестировании, так и при рабочей передаче чеков. Например, сейчас передаем в ЦРПТ уже более 130-140 тыс. чеков с кодами маркировки ежедневно", - прокомментировал он. 

Руководитель направления "Маркировка" компании "Эвотор" Вячеслав Предыбайло отметил: "Мы сотрудничаем с ЦРПТ по всем товарным группам, включая маркировку лекарственных средств. К сроку обязательного выбытия маркированных лекарственных препаратов выйдет обновление, которое будет достаточно установить из "Эвотор.Маркет" на смарт-терминал. Хорошо, когда игроки рынка тестируют свои решения, чтобы убедиться, что все работает, и клиенты не испытают проблем с внедрением маркировки. "Эвотор" тоже участвует в пилотах, например, по маркировке табака и товаров легкой промышленности. Мы работаем с малым бизнесом, и аптек среди наших клиентов не так много".

Заместитель директора по развитию бизнеса "Первый ОФД" Антон Гаврилов сказал, что компания "Первый ОФД" активно сотрудничает с ЦРПТ ("Честный знак"), поскольку многие клиенты компании подлежат обязательной маркировке. "Мы одни из первых операторов, кто принял участие в пилотном проекте по маркировке табачной продукции и обуви на территории РФ, а сейчас участвуем в эксперименте по маркировке лекарственных средств. С 1 октября 2019 г. маркировка лекарственных средств станет обязательной. Мы полностью поддерживаем активность на фарм рынке и готовы к массовым обращениям от клиентов для проведения экспериментов. Мониторинг оборота лекарственных средств даст возможность противодействовать производству и обороту контрафактной и фальсифицированной продукции. Компания "Первый ОФД" разработала формат специализированных отчетов, с помощью которого можно получать сведения о приобретенных товарах и выбытии из оборота маркированной продукции, а также делать сверки с информацией, зафиксированной в единой системе маркировки", - прокомментировал Антон Гаврилов.

В результате исследования специалисты Левада-центра и ООО "Атол" выяснили, что, по мнению бизнес-сообщества, внедрение системы маркировки продукции приведет к повышению налоговых выплат, усилению контроля рынка государством, а также защитит покупателя от контрафактной продукции (см. новость ComNews от 16 апреля 2019 г.).