© ComNews
15.07.2019

Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию одобрил концепцию суперсервиса по исполнительному делопроизводству и этапы ее реализации. Правительство РФ планирует запустить сервис в пилотном режиме в октябре 2019 г. в Республике Карелия. Также в 2019 году Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций запланировало реализацию суперсервиса "Оформление европротокола".

Суперсервис разработан в рамках национальной программы "Цифровая экономика". Проект разработан Федеральной службой судебных приставов (ФССП) при поддержке Минкомсвязи и одобрен заместителем Председателя Правительства Максимом Акимовым, который возглавляет президиум Правительственной комиссии.

С помощью суперсервиса граждане и бизнес в онлайн-режиме смогут получить услуги, связанные с исполнительным делопроизводством.

Пользователи портала госуслуг смогут отслеживать стадии процесса снятия ограничения выезда за пределы России, подавать заявления, ходатайства, получать уведомления из ФССП и взаимодействовать с ведомством по различным вопросам удалённо, в режиме онлайн.

"Суперсервис позволит гражданам и представителям бизнеса, которые являются пользователями портала госуслуг и сторонами исполнительного производства, получать в электронном виде расширенные сведения о его ходе. Информация будет предоставляться в течение 30 секунд автоматически, без необходимости личного взаимодействия с уполномоченными службами. При этом повысится ее точность и оперативность. На портале также будет доступно погашение задолженности до возбуждения исполнительного производства. Срок получения средств взыскателем сократится до двух дней. При желании гражданин сможет получать уведомления от ФССП через банки, готовые предоставить необходимые технические возможности", - сообщает пресс-служба Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Разработчики суперсервиса уверены, что его использование повысит точность и оперативность предоставляемой информации, сократит на 50% нагрузку на ФССП банков и других органов, которые сейчас гражданам приходится посещать лично. А также будет сокращён срок получения средств взыскателем до двух дней.

Представитель направления "цифровое госуправление" проектного офиса по реализации национальной программы "Цифровая экономика РФ" Аналитического центра при правительстве РФ (АЦ) Светлана Павлова сказала, что на сегодняшний день было рассмотрено 16 суперсервисов на рабочей группе АНО "Цифровая экономика" по направлению "Цифровое государственное управление". Один из суперсервисов - "Цифровое исполнительное производство" получил одобрение на заседании президиума Правительственной комиссии. В 2019 году запланирована реализация двух "суперсервисов" "Цифровое исполнительное производство" (старт пилота данного "суперсервиса" по данным ФССП в Республике Карелия запланирован на октябрь 2019 года) и суперсервиса "Оформление европротокола" (по данным Минкомсвязи России в 2019 году "суперсервис" будет запущен в четырех пилотных субъектах Российской Федерации и обеспечит гражданам возможность оформления извещения о ДТП в электронном виде самостоятельно в течение 10−15 минут без участия сотрудников ГИБДД)", - рассказала корреспонденту ComNews Светлана Павлова.

 "По нашему мнению, в первую очередь необходимо запускать "суперсервисы", которые смогут решить наиболее часто встречающиеся жизненные ситуации, которые создают комфортные условия для людей при получении госуслуг, а также "суперсервисы", которые потенциально имеют широкий охват целевой аудитории (наиболее популярные услуги). Также стоит обращать внимание на те "суперсервисы", которые потенциально могут сократить нагрузку на административный аппарат. Главная цель "суперсервисов" - обеспечить любому человеку и бизнесу быстрое получение государственных (муниципальных) услуг в проактивном режиме (без заявления), онлайн и по экстерриториальному принципу (вне зависимости от места нахождения), т. е. попросту говоря, облегчить взаимодействие людей и государства", - пояснила Светлана Павлова.  

На вопрос о сроках реализации всех 25 сервисов она ответила, что АЦ наблюдает в части подготовки документации небольшое отставание от первоначальных планов, однако оно не является критичным для получения конечного результата. "Работа по созданию "суперсервисов" комплексная и объемная, поэтому на данном этапе очень важно четко определить целевое состояние будущих "суперсервисов", который бы позволял вывести предоставление государственных и муниципальных услуг и сервисов на качественно новый уровень. Создание комплексных услуг по жизненным ситуациям потребует создания определенной инфраструктуры, например, в ряде случае необходимо создание систем и платформ, в ряде случае - необходима интеграция ведомственных систем и потребуется их доработка. Кроме того, для реализации "суперсервисов" необходимо создать определенную нормативно-правовую базу, поэтому требуется внести изменения как в части текущего законодательства (например, в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"), так и изменения в административные регламенты ведомств", - прокомментировала Светлана Павлова.

Заместитель генерального директора организации "Цифровая экономика" Дмитрий Тер-Степанов отметил, что срок реализации суперсервисов с 2019 по 2025 гг., и главное в этом направлении не скорость, а качество, поскольку перед запуском целевое состояние каждого суперсервиса должно быть максимально качественно проработано, как с бизнесом у которого накоплена огромная компетенция создания пользовательских интерфейсов, так и с самими потенциальными пользователями. "К настоящему времени рабочая группа по цифровому государственному управлению при АНО "Цифровая экономика" рассмотрела 17 из 25 суперсервисов. В ближайшее время по поручению правительства рабочая группа рассмотрит еще 8 прототипов комплексных услуг", - рассказал корреспонденту ComNews Дмитрий Тер-Степанов.

"В принципе, полезный сервис. Позволит не волноваться перед выездом за границу. Но в первую очередь хорош был бы сервис выдачи кредитов малому бизнесу", - прокомментировал суперсервисы генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко.

Президиум Правкомиссии по цифровому развитию утвердил перечень 25 суперсервисов в конце марта 2019 года.

Старт цифровой трансформации государственных услуг и сервисов дало заседание президиума под руководством Максима Акимова в марте 2019 г. Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию утвердил перечень 25 суперсервисов - проактивных комплексных госуслуг, связанных с распространенными жизненными ситуациями  (рождение ребёнка, оформление заявки на кредит и другие).

Минкомсвязи сообщило, что для развития каждого суперсервиса при Правкомиссии будут созданы отдельные рабочие группы. Они определят, какими должны быть суперсервисы с точки зрения пользовательского опыта, оптимизации бизнес-процессов, совместимости с действующими государственными и муниципальными информационными системами. На заседании президиума Правительственной комиссии был утвержден перечень из 34 отдельных государственных услуг, включаемых в план оптимизации в 2019 году. Была утверждена и концепция цифрового профиля - электронной записи, которая представляет собой связанный набор данных о гражданине и содержит как сами данные, так и набор ссылок на актуальные, юридически значимые данные о гражданине, находящиеся в государственных информационных системах ведомств, которые гражданин может предоставить третьим лицам для получения каких-либо услуг. 

Две недели назад рабочая группа по цифровому государственному управлению при АНО "Цифровая экономика" одобрила прототипы комплексных госуслуг - суперсервисы по утрате близкого человека, рождению ребенка и трудовым отношениям.

"В целом для пользователей может быть удобно применять сервисы, не только заходя непосредственно на госуслуги, но и через те ресурсы, к которым они привыкли. Возможно, через банковские приложения или с помощью идентификации через цифровой профиль или Mobile ID", - прокомментировала президент Ассоциации больших данных, член совета директоров ПАО "МегаФон" Анна Серебряникова.