© ComNews
12.07.2019

Оборот рынка бытовой техники и электроники (БТиЭ) в России за первые пять месяцев 2019 г. вырос на 8,6% в денежном выражении. Продажи в натуральном выражении остаются в целом на уровне аналогичного периода прошлого года с тенденцией на увеличение спроса (+2,4%). Такие данные приводит компания GfK. 

Рост рынка БТиЭ в деньгах обусловлен в первую очередь ростом цен на 6,1% год к году. "По мере того, как рубль снова начал укрепление, мы видим, что рост цен замедляется. Эта тенденция может привести к тому, что динамика рынка в денежном выражении во втором полугодии этого года начнет приближаться к темпам роста в штуках", - говорится в исследовании GfK. 

Специалисты компании ожидают сохранения позитивной динамики спроса на товары БТиЭ до конца года, несмотря на сокращение реальных доходов населения. Как полагает генеральный директор GfK Rus Максим Быстрицкий, динамику поддержит дальнейший рост потребительского кредитования и консолидация спроса в период распродаж и сезонных праздников. 

Эксперты GfK сообщают, что онлайн-сегмент показывает рост на 28% год к году, в то время как офлайн-продажи ретейла растут в 10 раз медленнее - на 3% по итогам пяти месяцев с начала года.

"Предпочтения покупок в интернете изменяют поведение потребителя в офлайне. Покупатели знают, какую конкретно модель телефона они хотят, поэтому желают купить ее быстрее, дешевле и рядом. Мы наблюдаем перетекание продаж из больших шопинг-моллов в торговые центры у дома", - сказал ретейл-директор GfK Rus Тимур Самерханов. 

По информации GfK, по итогам первых пяти месяцев 2019 г. самые быстрорастущие секторы рынка БТиЭ - это телекоммуникации (13,9%) и малая бытовая техника (10,4%).

Телеком-сектор рос почти в два раза быстрее рынка за счет интереса потребителей к смартфонам и носимой электронике.

В ПАО "МегаФон" сообщили, что сейчас у компании пользуются спросом телефоны экраном свыше 5 дюймов. За последний квартал рост смартфонов в штуках составил 5,65%. "На рост продаж влияет удобный формат устройств. Большой экран прекрасно подходит для просмотра видео и редактирования фото. Но не только экран влияет на выбор при покупке. Мы отмечаем тенденцию, что немаловажными факторами становятся объем памяти и наличие модуля NFC для бесконтактной оплаты", - сказали в пресс-службе оператора. По информации "МегаФона", самые популярные марки смартфонов - Samsung, Huawei/Honor, Xiaomi и Apple.

Рынок продаж смартфонов растет и по данным ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"). Каждый магазин сети в первом полугодии этого года в среднем продал больше устройств, чем годом ранее. "Клиенты все чаще выбирают операторскую розницу для покупки смартфонов. Одна из причин - специальные предложения, которые включают предоплаченные услуги связи и скидки на другие товары из ассортимента магазина", - говорят в пресс-службе компании. 

Кроме того, как считают в "ВымпелКоме", на рост продаж смартфонов влияет увеличение востребованности кредитования и расширение географии программы trade-in. "Вместе с офлайн-ретейлом развивается наш интернет-магазин. Его доля в структуре общих продаж постоянно растет. Сейчас 10% смартфонов продаются через онлайн-канал", - сказали в пресс-службе "Билайна". 

По данным GfK, сектор малой бытовой техники прибавил 10,4% в деньгах. В технике для уборки это произошло в том числе благодаря роботам-пылесосам.  

Аудиовидеосектор вырос на 10% в денежном выражении и на 31,5% в штуках. Переход к цифровому телевещанию мотивировал россиян заменить старый телевизор на новый, либо приобрести DVB-T-приемник для поддержки цифрового сигнала. Таким образом, в начале года был стимулирован спрос сразу на две продуктовые группы - телевизоры и ТВ-тюнеры. 

Еще один тренд года - "смартификация" домашнего аудио. Eсли в 2017 г. и 2018 г. "смартификацией" считалось использование Bluetooth-протокола для передачи музыки на устройство, сейчас в этот сегмент активно проникают системы с собственным приложением для смартфона, с выходом в интернет, а также с голосовыми помощниками.

Подобные устройства занимают уже больше половины рынка в денежном выражении. Более того, продажи моделей, поддерживающих Wi-Fi-соединение, выросли в 2,3 раза, а ежемесячные продажи умных колонок достигли почти 12 тыс. штук.

Рынку информационных технологий (ИТ) и офисной техники не удалось повторить результатов прошлого года. По итогам первых пяти месяцев 2019 г. динамика объема продаж составила всего лишь 1,8% на фоне 3%-ного роста цен и сокращения продаж в натуральном выражении. На замедление темпов роста продаж сильнее всего повлиял начавшийся в конце прошлого года дефицит процессоров для ноутбуков и продолжающееся сокращение спроса на 7-дюймовые планшеты. 

Хуже всего ИТ рынок себя чувствовал в апреле этого года, когда обороты просели на 5% ниже прошлогодних. В мае рынок стабилизировался на уровне аналогичного периода годом ранее.

Розничные продажи офисной техники показывали хорошую динамику и выросли на 5% в деньгах. 

Мониторинг розничных продаж GfK охватывает российские города с населением более 20 тыс. человек, все каналы розничной дистрибуции, включая интернет-торговлю.