Бесконтактные платежи идут в рост
За последние 12 месяцев количество бесконтактных платежей смартфонами выросло почти в три раза. При этом доля платежей смартфонами растет, а картами - снижается. К такому выводу пришли аналитики сервиса "Яндекс.Деньги". В общем объеме бесконтактных платежей через "Яндекс.Деньги" доля платежей смартфонами выросла с 29% до 39%. По оценкам компании и аналитиков количество бесконтактных платежей будет продолжать расти.
В исследовании "Яндекс.Деньги" проанализировали данные по платежам смартфонами, где токенизированы бесконтактные карты, и отдельно по бесконтактным платежам непосредственно картами. Исследование проводилось на основании анализа операций картами "Яндекс.Деньги".
Исследователи изучили, как россияне платят бесконтактно картами сервиса в разных магазинах - от "О’КЕЙ" до Cartier. Учитывались данные о платежах пользователей за последние 12 месяцев и за такой же период годом ранее. По данным на 2018 г., в "Яндекс.Деньгах" зарегистрировано 46 млн кошельков, выпущено 800 тыс. пластиковых и 17 млн виртуальных карт.
В исследовании сказано, что за последний год платежей через системы Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay и Garmin Pay картами "Яндекс.Денег" стало больше в 2,5 раза. При этом оборот увеличился в 3,1 раза. "Пользователи "Яндекс.Денег" могут также платить смартфоном бесконтактно через собственное приложение сервиса: за год число таких платежей выросло в 2,9 раза, оборот - в 2,5 раза. В сегменте бесконтактных платежей телефоны постепенно вытесняют пластиковые карты. Так, в общем объеме бесконтактных платежей через "Яндекс.Деньги" доля платежей смартфонами выросла с 29% до 39%, на оборот приходится 48% - за год этот показатель увеличился в 1,5 раза", - утверждает исследование.
Аналитики приводят данные, что еще год назад на виртуальные карты приходилось 20% оборота бесконтактных платежей через "Яндекс.Деньги", сейчас - 35%. Доля оборота таких платежей пластиковыми картами сократилась соответственно с 80% до 65%.
Исследователи выяснили, что большинство бесконтактных платежей картами "Яндекс.Деньги" (91%) приходится на суммы до 1000 руб. Доля платежей от 1000 до 5000 руб. уменьшилась с 9% до 8%. На суммы от 5000 руб. по-прежнему приходится меньше 1% платежей.
"Активнее всего люди платят бесконтактно за относительно недорогие товары и услуги - за продукты и алкоголь (средний чек - 383 руб.), за заказы в кафе (306 руб.), за транспорт (201 руб.). Далее идут медицинские услуги (435 руб.), покупки на заправках (857 руб.), междугородний и городской транспорт (127 и 39 руб. соответственно), коммунальные услуги (1799 руб.), профессиональные услуги (1689 руб.), домашний интернет (722 руб.), развлечения (403 руб.), электроника и бытовая техника (2875 руб.), кино, музыка и другой цифровой контент (441 руб.), аренда транспорта (266 руб.). Некоторые пользователи оплачивают бесконтактно и покупки на гораздо более крупные суммы. Так, за последний год самый большой чек при платеже картой "Яндекс.Деньги" был в московском магазине Cartier на Петровке - 232 тыс. руб. На втором месте - покупка в магазине "Лучшая мебель" на сумму 211 тыс. руб.", - говорится в исследовании.
По данным отчета, чаще всего картами "Яндекс.Деньги" пользователи рассчитываются в гипермаркетах "О’КЕЙ". Второе и третье места по числу таких платежей за последний год достались магазинам "Красное&Белое" и "Лента", годом ранее их занимали DNS и "Пятерочка" соответственно. На четвертой позиции сейчас находится WildBerries, на пятой - "Дикси", на шестой - "Пятерочка", на седьмой - "Перекресток".
По оценкам "Яндекс.Деньги", число бесконтактных платежей будет расти. "Во-первых, это удобный для пользователя сценарий, позволяющий экономить время. Во-вторых, международные платежные системы ведут активную работу по популяризации технологии NFC. Количество платежей с помощью смартфонов также продолжит расти. Когда в 2016 г. "Яндекс.Деньги" дополнили свое приложение для Android возможностью токенизировать карту и платить в магазинах телефоном, это было в первую очередь интересно для продвинутой аудитории, так как технология была новинкой для рынка. Сейчас около 39% платежей картами "Яндекс.Деньги" совершается смартфоном. Удобство, простота и скорость делают технологию перспективной, поскольку пользователи получают возможность экономить время на рутинных процессах", - рассказал представитель пресс-службы "Яндекс.Деньги" корреспонденту ComNews.
Член правления, директор по развитию электронного бизнеса "Почта Банка" Анастасия Масленникова отметила, что Pay-сервисы становятся все более популярным способом оплаты за счет удобства и безопасности этой технологии. "Клиенты, которые привязывают карты к электронным кошелькам, практически перестают использовать "пластик" для ежедневных покупок. Это удобно и безопасно. За последний год мы наблюдаем рост токенизированных операций по картам пропорционально такому же снижению операций по "пластику". Чаще всего наши клиенты расплачиваются смартфоном в следующих категориях (в порядке убывания): супермаркеты и продовольственные магазины, предприятия быстрого питания, алкогольные магазины, рестораны/кафе, АЗС", - рассказала Анастасия Масленникова ComNews.
Представитель пресс-службы ВТБ сказал, что банк наблюдает устойчивый тренд увеличения интереса клиентов к безналичным и бесконтактным способам оплаты. С начала года доля оплаты товаров и услуг банковской картой в России превысила 50%. Из них 61% от общего числа операций по картам оплачивают бесконтактным способом. На сегодняшний день это рекордный показатель. При этом все больше клиентов ВТБ в качестве платежного средства выбирают смартфоны с функцией PAY. Если в начале 2018 г. таким способом совершали свои покупки лишь 2% клиентов, то на сегодняшний день их количество достигает 17%. Основные категории, где растет процент бесконтактной оплаты - продукты, одежда и обувь, товары для дома. На наш взгляд, эта тенденция продолжится и в этом году", - ответил представитель пресс-службы ВТБ корреспонденту ComNews.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын уверен, что тенденция продолжится и в 2019, и в 2020 г., и будет связана как с активным продвижением этих способов платежными системами и производителями смартфонов, так и заменой оборудования продавцами в магазинах. "К примеру, в США основным барьером для распространения Apple Pay (а самым популярным смартфоном у жителей этой страны являются iPhone) - считались устаревшие кассовые аппараты, которые владельцы магазинов уже приобрели и желали "отбить" прежде, чем заменить на новые", - добавил он.
"Как показывает опыт, шанс ошибиться в ответе на вопрос, когда новый способ вытеснит старый, - стопроцентный. Гораздо выгоднее отвечать на вопрос, какая доля населения будет пользоваться нововведением к заданному году. К примеру, если через три года 95% платящих будут пользоваться бесконтактным способом, но 5% продолжат платить картой, которая истечет только в 2021 г., будет ли это считаться вытеснением или нет? Скорость замещения старой технологии новой будет определяться действиями банков, выпускающих карты, платежных систем и смартфонов, а не предпочтениями пользователей. Люди не будут идти писать заявление в банк, требуя карту с чипом для бесконтактной оплаты, они будут платить по-старому, пока банк не скажет, что по-старому больше нельзя. По той же самой причине отмечать победу смартфонов над пластиковыми картами два года назад, когда такие празднования начались, было преждевременно. Неудобства от того, чтобы носить в бумажнике карту не более велико, чем от того, чтобы иметь с собой бумажные деньги, а они у большинства по-прежнему есть и никуда не исчезнут, пока их административно не изымут из оборота. Статистика "Яндекс.Денег", скорее всего, отдаёт значительное предпочтение пользователям смартфонов в силу того, что пользовательскую базу этой системы составляют молодые, обеспеченные и активные граждане, склонные пользоваться новыми технологиями раньше, чем большинство населения. В России выпущено около 270 млн банковских карт, а у "Яндекс.Денег" 46 млн кошельков - это почти в шесть раз меньше. И судя по тому, что банки мобильных операторов пока что не достигли больших успехов в конкуренции с традиционными, пластиковые карты тоже не будут сдаваться быстро. В ближайшее десятилетие из оборота они не исчезнут", - дал прогноз Леонид Делицин.
На взгляд младшего аналитика ИК "Фридом Финанс" Александры Овчинниковой, в текущем году тренд на бесконтактные платежи сохранится. "Бесконтактный способ оплаты стал чаще использоваться с появлением китайских смартфонов на российском рынке, отличающихся дешевизной и доступностью для все большего числа жителей России. С появлением возможности оплачивать покупки через смартфон потребители освобождаются от необходимости носить с собой пластиковые карты. Более того, снижается вероятность их потери, что также служит поводом для увеличения интереса к мобильным платежам. Стоит также отметить, что экспансия электронной торговли на 30% в год стимулирует потребителей к осуществлению онлайн-платежей", - прокомментировала Александра Овчинникова.