Технологии пойдут по картам
Мероприятия, предусмотренные дорожными картами по ряду сквозных технологий, входящих в состав федерального проекта "Цифровые технологии" нацпроекта "Цифровая экономика РФ", будут распределены между дорожными картами по другим направлениям. Речь, в частности, идет о робототехнике, сенсорике и промышленном интернете. Такое решение было принято на прошедшем в рамках ЦИПР-2019 заседании наблюдательного совета АНО "Цифровая экономика".
В разговоре с корреспондентом ComNews руководитель Центра технологий, компонентов робототехники и мехатроники Университета Иннополис Александр Климчик заявил, что, согласно принятому на наблюдательном совете решению, дорожная карта по направлению развития компонентов робототехники и сенсорики будет доработана и частично распределена по другим дорожным картам. "Ее часть, посвященная производственным технологиям будет включена в дорожную карту по новым производственным технологиям. Раздел, касающийся искусственного интеллекта, войдет в дорожную карту развития искусственного интеллекта", - указал Александр Климчик, добавив, что изменения отчасти связаны с появлением нового национального проекта по искусственному интеллекту, в который постарались включить компоненты, относящиеся к ИИ из всех дорожных карт. По словам Александра Климчика, в целом процесс трансформации дорожной карты по компонентам робототехники и сенсорики займет две недели.
Перспективы дорожной карты по сквозной технологии "промышленный интернет" корреспонденту ComNews обозначил источник, знакомый с ситуацией вокруг разработки дорожных карт по сквозным цифровым технологиям. По его словам, в соответствии с принятым на заседании Наблюдательного совета решением, дорожная карта по технологии "промышленный интернет" будет распределена непосредственно среди карт по тем технологиям, которые составляют как таковой промышленный интернет. "И дело тут не в качестве самой дорожной карты по "промышленному интернету", а в том, что в рамках наблюдательного совета было решено изменить подход к сквозным технологиям и их выделению - обозначать таковыми только то, что действительно ими является. В соответствии с этим новым подходом пришли к выводу, что сам по себе промышленный интернет является не столько сквозной технологией, сколько совокупностью ряда сквозных технологий из различных областей. То есть совокупностью технологий ряда других дорожных карт", - рассказал источник. Перераспределение дорожной карты "промышленный интернет", по его словам, произойдет в обозримом будущем - до начала осени.
Кроме того, информацию о том, что дорожную карту развития искусственного интеллекта на прошедшем наблюдательном совете было решено объединить с дорожной картой по сквозной технологии "большие данные", сообщил ряд СМИ. В ПАО "Сбербанк" и Ассоциации участников рынка больших данных комментарии относительно данного решения давать не стали.
Отметим, что ответственными за федеральный проект "Цифровые технологии" нацпроекта "Цифровая экономика РФ" являются две госкорпорации - "Ростех" и "Росатом". Конкурсы на разработку дорожных карт по разнообразным сквозным технологиям были проведены "Росатомом". Разработать дорожные карты должны были по девяти сквозным технологиям: нейротехнологии и искусственный интеллект, технологии виртуальной и дополненной реальности, компоненты робототехники и сенсорики, технологии беспроводной связи, большие данные, системы распределенного реестра (блокчейн), промышленный интернет, новые производственные технологии и квантовые технологии.
Говоря с корреспондентом ComNews про то распределение по дорожным картам, которому подвергнется дорожная карта по робототехнике и сенсорике, исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) Алиса Конюховская отметила следующее: "Сам подход по разделению сквозных технологий приводит к трудностям. Для конечных заказчиков нужны работающие технологические решения, а не отдельные технологии. Решения же создаются на стыке технологий. Например, внедрение роботов в производство может быть совместно с промышленным интернетом или другими передовыми производственными технологиями. Да, действительно у робототехники есть пересечение с другими сквозными технологиями. Но из-за объединения дорожной карты с другими цифровыми технологиями уменьшается ее радиус влияния, нивелируется специфика, от чего робототехника может сильно проиграть. В любом случае, мы ждем обновленную дорожную карту от Унивверситета Иннополиса и после этого можно будет понять реальное положение дел".
В беседе о предстоящем дорожной карте по "промышленному интернету" включении в другие дорожные карты директор Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников заметил следующее: "Промышленный интернет действительно нельзя назвать технологией - это, скорее, явление, потому как он сам по себе включает в себя множество субтехнологий, и в том числе робототехнику, искусственный интеллект, большие данные". Тот факт, что "промышленный интернет" будет содержаться в рамках нескольких дорожных карт с иными названиями, по мнению Андрея Колесникова, не скажется негативно на развитии промышленного интернета, если будет реализовываться с разумным подходом. "Это будет даже лучше. Сам термин "промышленный интернет" меня всегда приводил в недоумение. Промышленный интернет вещей - вот так правильно говорить. Но и при этом надо понимать, что это название обозначает комплексную и сложную систему, состоящую из огромного количества частей. В силу этого как раз и не удивительно, что дорожную карту по промышленному интернету разбили по другим дорожным картам. Правда, теперь еще более важно, чем раньше, чтобы в головах у людей сохранялась целостная картина применения интернета в промышленности", - указал Андрей Колесников