Бизнес стремится к цифровизации
Цифровая трансформация - основной приоритет бизнеса в России. По данным исследования DT Global Business Consulting, три четверти опрошенных топ-менеджеров заявили, что цифровая трансформация - либо важная, либо первоочередная задача для компании. Лишь 7% респондентов не предпринимают никаких действий в этом направлении.
Более того, сообщает DT Global Business Consulting, российский бизнес наращивает инвестиции в цифровую трансформацию. Около 80% руководителей ожидают, что в этом году компании увеличат инвестиции в цифровую трансформацию.
Согласно опросу, бизнес в России в основной своей массе проходит ранние этапы цифровой трансформации - более 60% компаний находятся на стадии рассмотрения или планирования, еще в 28% компаний она осуществляется с заметными для бизнеса результатами. Лидерами цифровой трансформации называют себя 10% компаний.
На основании этих данных специалисты DT Global Business Consulting пришли к выводу: в России существует отличная возможность для бизнеса - оказаться в авангарде цифровой трансформации.
Они отмечают, что доход от цифровой деятельности в РФ находится в целом на невысоком уровне, однако быстро растет. В подавляющем большинстве компаний (86%) он приносит менее 20% общего дохода. От 20% до 39% составляет доход от цифровой деятельности у 9% компаний. В DT Global Business Consulting утверждают, что уровень дохода по цифровым направлениям значительно опережает традиционные формы ведения коммерческой деятельности.
По оценке специалистов, компании в России при проведении цифровой трансформации сталкиваются с двумя основными проблемами - с нехваткой кадровых ресурсов и с непониманием, что именно необходимо для цифрового преображения.
Россия имеет приличный кадровый резерв, однако большинство опрошенных (61%) заявили, что найти хорошего специалиста "возможно, но сложно", еще (20%) оценили эту задачу как "чрезвычайно трудную", что говорит о высоком спросе на талантливые кадры.
Цифровая инфраструктура в стране в целом благоприятная - так полагают 72% респондентов. Однако 52% опрошенных уверены, что определенные препятствия возникают в нормативно-правовой сфере.
Среди основных направлений цифровой трансформации были названы улучшение качества обслуживания клиентов (75% опрошенных) и повышение уровня производительности, эффективность работы компании (74%), а также разработка новых бизнес-моделей и каналов поступления доходов (45%).
Управляющий директор Micro Focus Андрей Кутуко сказал, что степень цифровой трансформации существенно различается по отраслям. "Здесь все зависит от отрасли. В банковском деле в России цифровизация очень глубокая. Если посмотреть на другие отрасли, там цифровизация менее глубокая ввиду ее меньшей необходимости - например, в производстве стали и нефти, где используются традиционные методы. Но и в этих отраслях цифровая трансформация неизбежно произойдет из-за потребности рынка и конкуренции", - предполагает Андрей Кутуков.
Согласен со специалистом и руководитель системных инженеров по России, СНГ и Восточной Европе компании Citrix Сергей Халяпин. Он отмечает, что уровень готовности компаний к цифровизации сильно различается. "Компании проходят разные этапы цифровой трансформации. Компании в отрасли автоматики, в космической технике находятся уже на поздних ее этапах, потому что обмениваются опытом с зарубежными коллегами. В банковском секторе также наблюдается очень хороший прогресс. Компании в нефтегазовой отрасли уже используют ИИ, чтобы оценить запасы месторождений нефти и газа. Я ожидаю, что в ближайшие пять лет мы будем наблюдать развитие микросервисов, контейнеризации и облачных технологий. Также предполагаю, что правительство продолжит укреплять свои позиции в плане предоставления цифровых услуг как гражданам, так и компаниям", - прогнозирует Сергей Халяпин.
По мнению опрошенных DT Global Business Consulting руководителей, ключевую роль в установлении приоритетов и стимулировании цифровой трансформации в России играет правительство. "Совершенно ясно, что правительство поставило перед ключевыми игроками российского рынка задачи цифровой трансформации, которые им предстоит решить в следующие 10 лет. Это заметно в первую очередь по поведению крупных компаний в сфере добычи ресурсов, телекоммуникаций, государственных банков. Возможно, именно они провоцируют трансформацию, а не законы рынка", - сказал вице-президент IDC по России и СНГ Роберт Фариш.
Управляющий партнер по СНГ Baker McKenzie Сергей Войтишкин также сказал, что правительство заинтересовано в продвижении программы цифровой экономики. "Концепция цифровой трансформации, созданная российскими властями, кажется хорошо продуманной. Но реализация, как обычно, запаздывает. Теоретически программа должна применяться по всей стране одинаково, однако практика показывает, что она внедряется лишь в Москве и еще в нескольких городах-миллионниках. Регионы догоняют столицу", - поделился наблюдением Сергей Войтишкин.
Другая проблема, которая осложняет цифровую трансформацию - санкции. "Одна из самых больших проблем на российском рынке - это геополитическая ситуация, - рассказывает президент по России и СНГ Schneider Electric Йохан Вандерплеце. - В России данные должны храниться на территории страны. Здесь для технологий создается своя структура. Такую же тенденцию мы наблюдаем в Китае".
По словам руководителей, несмотря на очевидную важность цифровой трансформации, они обеспокоены темпами ее развития в компаниях. Большинство топ-менеджеров (59%) сообщили, что недовольны достижениями в этой области. Лишь 3% компаний крайне удовлетворены темпами трансформации.
Опрос DT Global Business Consulting провели в феврале-марте 2019 г. Его респонденты занимают высшие руководящие посты в российских и международных компаниях, которые ведут свою деятельность в РФ. Всего специалисты DT Global Business Consulting поговорили со 118 топ-менеджерами.