НЦИ представил дорожную карту по промышленному интернету
ООО "Национальный центр информатизации" (НЦИ, входит в госкорпорацию "Ростех") представил дорожную карту по сквозной технологии "промышленный интернет". Она является одной из девяти сквозных технологий, входящих в состав федерального проекта "Цифровые технологии" нацпроекта "Цифровая экономика РФ". Использование промышленного интернета позволит снизить издержки на 5-30%, повысить производительность труда и увеличить выручку от автоматизации. Благодаря внедрению решений промышленного интернета совокупный экономический эффект может достигать около 5,5 трлн рублей в ближайшие годы.
В минувшую пятницу на конференции "Цифровая индустрия промышленной России" (ЦИПР-2019) в Иннополисе Национальный центр информатизации представил дорожную карту по сквозной технологии (СЦТ) "промышленный интернет". Напомним, что согласно федеральному проекту "Цифровые технологии" нацпрограммы "Цифровая экономика РФ", сквозных технологий всего девять: большие данные (Big Data), нейротехнологии и искусственный интеллект (AI - Artificial Intelligence), системы распределенного реестра (блокчейн), квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи и технологии виртуальной и дополненной реальностей (VR и AR).
СЦТ "промышленный интернет" - это концепция и набор технологий для организации сетевого взаимодействия подключенных промышленных / производственных объектов ("вещей" - изделий, зданий, машин, оборудования, робототехники, инструментов, устройств идентификации) с различными приложениями, платформами, информационными и управленческими системами разных уровней (приводы и сенсоры, контроль, управление разработкой и производством, реализацией и планированием) для осуществления преимущественно автоматического сбора, обработки и передачи информации о состоянии вещей, систем, окружающей среды, условиях их эксплуатации и операционных показателях с возможностью удаленного контроля и управления без участия человека на основе научного анализа получаемых данных (с инструментами Data Science, Big Data, искусственного интеллекта, машинного обучения) в режиме, близком к реальному времени.
Заместитель генерального директора Национального центра информатизации Павел Терещенко сообщил, что подготовка дорожной карты по промышленному интернету велась с марта 2019 года. Последняя встреча экспертов прошла 30 апреля. Затем была череда обсуждений с представителями тематической рабочей группы АНО "Цифровая экономика" и Аналитического центра при правительстве РФ.
Презентуя дорожную карту, директор по R&D Национального центра информатизации (НЦИ является оператором дорожной карты по промышленному интернету) Александр Ануфриенко рассказал, что в разработке помимо НЦИ участвовали еще и представители промышленных и телекоммуникационных компаний. У участников стояла задача выявить ключевые субтехнологии под направление, которое образует промышленный интернет. Методология их выделения строилась на возможности отделить технологический компонент и создать продукт на его основе.
Авторы дорожной карты выделили пять субтехнологий: сенсорное оборудование (сенсоры, датчики, любые другие устройства, генерирующие потоки данных), сети связи (телекоммуникационное оборудование и ПО для протоколирования и получения/отправки данных), платформы промышленного интернета (IIoT-платформы с различными модулями хранения, обработки, анализа данных - информационный слой, который связывает между собой промышленные (АСУТП, SCADA) и бизнес-системы (ERP, PLM), вычислительную технику для обеспечения функционирования платформ IIoT (сервера - физическое хранение и операции с данными) и средства визуализации (решения, обеспечивающие отображение информации).
Специалисты НЦИ проанализировали уровень готовности указанных субтехнологий и отразили результаты в своей презентации. "Мы взяли пять субтехнологий, посмотрели на компоненты и изучили мировые примеры. Картина получилась достаточно удручающей, - признается Александр Ануфриенко. - За исключением, пожалуй, платформ промышленного интернета (эксперты оценивали субтехнологии по девятибалльной шкале, и IIoT-платформы получили 7 баллов - прим. ComNews). Сенсорное оборудование, сети связи набрали по 5 баллов из 9, вычислительная техника для функционирования IIoT-платформ - 3 балла, средства визуализации - 2 балла".
В результате эксперты констатировали среднее или значительное отставание по выделенным субтехнологиям. Согласно презентации, сенсорное оборудование потребует новой линейки датчиков промышленной автоматизации с устойчивыми и точными характеристиками чувствительности. По субтехнологии "сети связи" специалисты рекомендовали помимо узкополосных сетей для промышленного интернета развивать NB-IoT-технологию. Для IIoT-платформ нужны совместимые платформы для ERP/PLM-систем с целью увеличения экспорта российских ИТ-решений в промышленности. Российские сервера, по мнению экспертов, значительно отстают по производительности и энергоэффективности от своих иностранных аналогов. Что касается средств виртуализации, то в РФ практически отсутствуют дисплейные технологии для промышленного интернета.
Лидирующие решения по указанным субтехнологиям есть у США, Франции, Германии, Китая, Швеции и Финляндии. "По количеству патентов, размеру инвестиций и количеству стартапов на сегодняшний день мы отстаем. Однако в течение трех-пяти лет возможно реализовать новые интересные технологии, которые могут быть тиражированы не только на территории РФ, но и на весь мир", - надеется Александр Ануфриенко.
Разработчики полагают, что решения промышленного интернета применимы более чем в половине промышленных отраслей. "Если взять российский ВВП за 100%, то примерно к половине направлений решения промышленного интернета могут быть применены, - рассказывает Александр Ануфриенко. - Это определяет значительный потенциал этой технологии".
Экономическая ценность "сквозной" цифровой технологии "промышленный интернет" (экономическая ценность СЦТ определяется как сумма дополнительной выручки и экономии, полученной за счет внедрения решений на базе СЦТ) может достигать около 5,5 трлн руб. в ближайшие годы, прогнозируют эксперты НЦИ со ссылкой на данные PWC, McKinsey и Росстата.
Приоритетными отраслями авторы называют обрабатывающие производства, добычу полезных ископаемых, сельское и лесное хозяйства, охоту, рыболовство и рыбоводство, транспортировку и хранение, ЖКХ, обеспечение электрической энергией, газом, паром и кондиционирование воздуха. "Особенностью промышленного интернета является значительное снижение издержек (5-30%), повышение производительности и рост выручки от автоматизации", – отмечает Александр Ануфриенко.
Системный архитектор IT-решений "Фабрики цифровой трансформации" Сергей Олешко не стал спорить с цифрами, но сделал замечания к содержимому дорожной карты. "Пропущен важный момент из "Индустрии 4.0" - это взаимосвязь с другими платформами других предприятий, а описанная в дорожной карте - это скорее кибер-физическая система", - отметил он. Кроме того, дорожная карта верхнеуровневая, т.е. присутствует стратегия, но нет конкретных шагов. В ответ на это руководитель тематической рабочей группы (ТРГ) "промышленный интернет", советник директора ПАО "МегаФон" Роман Яковлев отметил, что эксперты ТРГ постоянно находятся в дискуссии, поэтому конструктивные замечания от ключевых игроков отрасли очень важны.
В продолжение глава ТРГ "промышленный интернет" акцентировал внимание собравшихся на важности синхронизации с уже существующими НПА. "Промышленный интернет", как сквозная технология, по которой сейчас разрабатывается дорожная карта, пересекается с ведомственным проектом Минпромторга "Цифровая промышленность" (см. новость ComNews от 23 мая 2019 г.) в смысловой части и главному результату и целям для отрасли – цифровизации производства и переходу на уклад "Промышленность 4.0", указывает он. Однако каждый документ должен будет решать свои задачи для достижения целей с разных сторон, дополняя друг друга, продолжает Роман Яковлев. "Кроме того, в разрабатываемой дорожной карте "сквозной" технологии "промышленный интернет" должна быть предусмотрена синхронизация с параллельными федеральными проектами нацпрограммы "Цифровая экономика" и подведомственными проектами", – сказал он.
Руководитель проектов НИОКР ПАО "Газпром нефть" Сергей Марков в целом позитивно оценил дорожную карту. Более того, он сформулировал три тезиса: обеспечение целостного подхода к реализации дорожной карты, приоритезация субтехнологий промышленного интернета и исключение пропусков и повторов между "сквозными" цифровыми технологиями. Специалист "Газпром нефти" указал на важность интеграции с "соседями" по производственным технологиям (технологии беспроводной связи и искусственного интеллекта – прим. ComNews). "В любом подходе мы не должны множить сущности. Когда мы начинаем создавать что-то новое, обозначать субтехнологии, мы не должны отступать от тех определений, которые мы дали ранее, или обозначений текущих, эксплуатирующихся систем и комплексов, которые сейчас уже есть. Если мы вводим какое-то новое определение, мы должны четко понимать, чем оно отличается от того, что есть сейчас", – сделал замечание он.
Руководитель проектов по стратегии и развитию бизнеса ООО "Цифра" Павел Федосов поддержал меры поддержки, предлагаемые авторами дорожной карты. Тем не менее он полагает, что емкость внутреннего рынка недостаточно велика для того, чтобы говорить о каком-то прорывном инновационном подходе к продуктам. "Мы уже видим, что достаточно большое количество наших коллег, в том числе и мы, смотрим на мировые рынки. В качестве примера можно привести Сингапур и Индию, где продукты (все, что связано с IIoT-платформами и приложениями), которые в том числе разрабатывает "Цифра", высоко котируются. Очень большое количество последователей наблюдается сейчас в Китае и Индии, которые пытаются воспроизвести эти продукты", - сказал Павел Федосов.
Руководитель Центра компетенций НТИ "5G & IoT" "Сколтеха" Дмитрий Лаконцев обратил внимание на то, что модели, позволяющие оптимизировать процессы, "привязаны скотчем" к тем, кто их создавал (например, интеграторам) и совершенно не работают в руках тех людей, кто их эксплуатирует. "Очень важно научиться из искусства сделать ремесло, иначе мы не увидим никакого широкого внедрения и того самого мощного экономического эффекта", – говорит специалист "Сколтеха".
Дмитрий Лаконцев сделал упор на образование сотрудников. "На предприятиях обязательно нужно обучать людей, – полагает Дмитрий Лаконцев. – Более того, в ближайшее время на предприятиях должно появиться большое количество новых специалистов: специалисты по данным, люди, которые могут выстраивать математические модели тех производственных процессов, которые происходят на предприятиях... Именно они постоянно должны находиться на предприятиях. Лучший способ – не нанять специалистов снаружи, а "вырастить" из своих <…> Это должны быть не сисадмины, а металлурги со знанием data science".
Сергей Олешко согласился с Дмитрием Лаконцевым в том, что пока на промышленных предприятиях к ИТ-специалистам относятся как к системным администраторам. "У нас рано или поздно сложится ситуация, когда промышленный сектор, по аналогии с банковским, будет работать не отрывно, а полностью доверять технологиям. Но для этого точно так же нужно пройти достаточно большую трансформацию. Чем раньше это произойдет, тем больше у нас будет возможностей на мировом уровне", – сказал он.
"Это означает, что по аналогии с финтехом не за горами продакшнтех?", – уточнил у спикера модератор сессии Павел Терещенко. Сергей Олешко не исключил этого и добавил, что возможно даже совмещение, поскольку "Индустрия 4.0" предполагает переход к более серьезным взаимосвязям в обществе. "На предприятиях нужно в первую очередь обращать внимание на CDO, и меньше думать о самостоятельной разработке", – заключил он.