© ComNews
20.05.2019

Внедрению информационных технологий на общественном транспорте, и в частности в области систем оплаты проезда, мешает низкая конкуренция, а также незаинтересованность властей регионов во внедрении ИТ-решений на транспорте. Эти и другие проблемы, с которыми сталкиваются игроки рынка, обсудили участники конференции "Развитие технологий оплаты проезда на общественном транспорте".

По словам директора ООО "Ситикард" Юрия Рябикова, удачные примеры внедрения технологий в системы оплаты проезда в России можно встретить буквально в паре регионов. "Но и в данных случаях все дело в воле местных региональных органов управления. В масштабах же всей России какие-либо инновации, связанные с оплатой проезда, - пустой звук", - отметил Юрий Рябиков.

Вместе с тем он обратил внимание на то, что автоматизированные системы оплаты проезда могут привести к целому ряду положительных последствий. "Органам власти они помогут прежде всего управлять общественным транспортом. Перевозчикам - собирать выручку. Пассажирам - предоставят более удобный способ оплаты".

Юрий Рябиков также указал на главные принципы построения современных систем оплаты проезда. "Любая система должна регистрировать наличную оплату проезда всеми видами транспорта - как персональными, так и не персональными, льготными и не льготными. А также всеми видами бесконтактных банковских карт основных платежных систем, присутствующих на российском рынке, и при помощи любых видов оплат", - заявил Юрий Рябиков.

При этом он отметил необходимость использования в рамках систем оплаты проезда широкого спектра терминального оборудования. "Основным должен быть терминал кондуктора. Помимо его, необходимо использовать различные виды стационарных терминалов. К примеру, в случае с турникетами - терминал, который уже не печатает чек, а считывает QR-код", - указал Юрий Рябиков.

Преимуществом и условием функционирования автоматизированных систем оплаты проезда, по его словам, является возможность применения самого широкого спектра тарифов. В то же время, по его мнению, их система должна быть доработана. "В линейке регулируемых тарифов должны вводиться мультимодальные тарифы, а также должен быть тариф, обеспечивающий преимущество безналичной оплаты проезда", - заявил Юрий Рябиков, добавив, что для улучшения работы автоматизированных систем оплаты проезда необходимо определенное нормативно-правовое регулирование - ряд законодательных мер стимулирующего, а в каких-то случаях и принудительного характера. Также, на взгляд Юрия Рябикова, необходимо перейти к режиму самообслуживания. Основным препятствием здесь, по его словам, является желание транспортных компаний иметь и дальше возможность взимать с пассажиров штрафы.

Что касается исполнения транспортными компаниями закона 54-ФЗ (о применении контрольно-кассовой техники), по мнению Юрия Рябикова, те 65 регионов России, которые используют сегодня автоматизированные системы оплаты проезда, с легкостью могут обеспечить передачу всех данных регистрации оплаты в облачные фискальные организации - компании, предоставляющие в аренду фискальные кассы операторам фискальных данных. Остальным же регионам, на взгляд Юрия Рябикова, необходимо прибегнуть к терминалам со встроенными фискальными накопителями.

Директор по развитию бизнеса Mastercard Антон Шигапов привел участникам конференции статистику, характеризующую развитие бесконтактной оплаты в России. "В настоящее время в стране уже более 100 банков-эмитентов и более 70 банков-эквайеров. Количество населенных пунктов, в которых мы видим транзакции, - 20 тыс. Но по факту их даже больше - свыше 50 или 60 тыс. Потому как наша статистика включает в себя и ряд совсем малонаселенных пунктов. При этом в России есть города, где 70% и даже 80% всех транзакций совершаются бесконтактно, а в целом за все время, по статистике ЦБ, в России было выпущено более 250 млн банковских карт. Таким образом, можно объективно сказать, что бесконтактная система оплаты в России уже есть везде. Вместе с тем в России, как и в Европе, продолжается рост бесконтактных платежей", - указал Антон Шигапов.

При этом он отметил следующее: "Все эти годы, в течение которых мы создаем с партнерами транспортные проекты, мы прекрасно видим, что транспортные и банковские карты замечательно уживаются. Вместе с тем проведенные нами различные исследования указывают на существование различных по отношению к оплате банковскими картами сегментов пассажиров. Одни из них - люди, которые пока еще боятся оплаты проезда банковскими картами. Для такого сегмента транспортные карты - идеальный инструмент". 

Другие участники конференции также рассказали о том, каким образом они видят возможным выполнить устанавливаемые законом 54-ФЗ требования в указанные в нем сроки. Так, по словам представителя ЗАО "МФ-Тариф", это возможно сделать либо за счет полного отказа от приема наличных денежных средств, либо же при помощи включения фискальной техники в состав оборудования, используемого для оплаты проезда. Основатель компании aQsi Павел Глубцов, в свою очередь, в качестве способов выполнения требований закона в указанные в нем сроки предложил использовать облачную фискализацию, устанавливать на борт транспортных средств фискальные регистраторы и применять сервис OrangeData