"Автодату" поставили на колеса
Сервисная навигационно-телематическая платформа "Автодата", создаваемая рабочей группой НТИ "Автонет", может пользоваться спросом у страховых компаний (для расчета стоимости страховых полисов для разных групп автовладельцев) и коммунальных служб (для сбора информации о качестве дорожного полотна), полагают эксперты. Анонсированная платформа должна стать агрегатором данных из различных источников по использованию транспортного средства (поведение автомобиля, водителя, взаимодействие с инфраструктурой и др.).
Рабочая группа НТИ "Автонет" в этом месяце собирается завершить эскизное проектирование платформы "Автодата", а в июне уже начать общественное обсуждение. Об этом объявил президент НП "ГЛОНАСС", соруководитель рабочей группы НТИ "Автонет" Александр Гурко на XIII Международном навигационном форуме.
"Автодата" станет российской сервисной навигационно-телематической платформой, обеспечивающей формирование массива статистических и аналитических данных о колесных транспортных средствах, дорожной инфраструктуре и иной информации в транспортной сфере, в том числе связанной с логистикой людей и вещей. Создание платформы позволит сформировать массив больших данных автотранспортной сферы с момента выпуска в обращение до утилизации автомобиля, включая данные о функционировании бортовых систем, поведении водителя и взаимодействии с инфраструктурой, а также создаст цифровую среду для поддержки движения транспорта с различными степенями автоматизации по дорогам общего пользования.
ComNews обратился с вопросами к организациям из разных отраслей экономики с просьбой поделиться своим мнением, для кого платформа может быть полезной, собираются ли они принимать участие и какие регуляторные барьеры видят на пути создания и развития платформы "Автодата".
Кто уже готов принять участие
В данный момент данные, собираемые из автомобилей в телематические платформы, и данные об автомобилях, накапливаемые в других системах, сегментированы и не стандартизованы. Такую проблему обозначает директор проектов блока стратегических инициатив ПАО "Ростелеком" Сергей Ханенков. Как следствие, отсутствует техническая возможность эффективной монетизации этих данных. "Для создания такой возможности необходимо проанализировать существующие наборы данных, создать единый каталог данных, провести работу по стандартизации данных и обеспечить возможность передачи данных из существующих информационных систем в единую платформу, в которой будут накапливаться и обрабатываться эти данные", - перечисляет он.
По данным "Ростелекома", в настоящий момент почти 40% автомобилей в РФ оборудованы системами с передачей данных (12% оборудованы более чем одной системой), а в сегменте грузового и общественного пассажирского транспорта проникновение телематики приближается к 100%. По прогнозам компании, через несколько лет подключенный автомобиль будет производить 1000 терабайт данных, которые необходимо обрабатывать и можно монетизировать.
В свою очередь, "Ростелеком" планирует принять активное участие на этапе создания и эксплуатации платформы "Автодата", а также готов делиться компетенциями, наработками и технологиями. Кроме того, как крупнейший поставщик услуг "инфраструктура как сервис", "Ростелеком" располагает ресурсами для размещения программных и аппаратных комплексов платформы "Автодата", а также может обеспечить обмен данными с государственными информационными системами через СМЭВ (систему межведомственного электронного взаимодействия).
Сервису заказа такси "Максим" пока не поступало предложений присоединиться к инициативе рабочей группы НТИ "Автонет". Тем не менее пресс-секретарь компании Павел Стенников напомнил о том, что "Максим" сотрудничает с независимыми перевозчиками. "У нашего сервиса есть информация о ритмичности передвижения автомобилей такси почти в 400 городах России, популярных адресах поездок, скорости движения автомобилей, которая фиксируется для контроля выполнения заказов. Она накапливается в виде Big Data, - рассказывает представитель сервиса. - Однако это будет их персональное решение - соглашаться делиться информацией с платформой или нет".
Исполнительный директор Ассоциации больших данных Алексей Нейман назвал инициативу полезной. "Мы за конкуренцию, поэтому платформа должна быть открыта для всех. Подобные отраслевые инициативы хорошо влияют на развитие рынка данных", - прокомментировал событие он. Непосредственно в создании платформы Ассоциация участвовать не планирует, однако активно сотрудничает с НП "ГЛОНАСС" по ряду направлений.
Генеральный директор UBI Technologies (ООО "Ю-Би-Ай Технологии", решения по страховой телематике) Игорь Хереш полагает, что при реализации данной инициативы появляется возможность полноценного анализа данных и моделирования матрицы корреспонденции. "Это может стать хорошей базой - Big Data - как для обучения и тестирования новых технологий, так и для снижения аварийности дорожного движения", - считает он. Пока компания не получала предложений об участии, но не против поделиться экспертизой и провести пилотные испытания системы.
Перспективные направления для платформы
В качестве перспектив для монетизации данных, собираемых автомобилем, директор по разработке и внедрению программного обеспечения "Инфосистемы Джет" Владимир Молодых назвал следующие направления: страховые услуги, оптимизацию дорожной сети и транспортных потоков, повышение безопасности на дорогах. "Например, у нас уже есть успешный опыт решений на основании данных телематики и геолокации по прогнозу аварий автотранспорта и снижению их числа. А при наличии такой платформы от такого рода решений возможен эффект уже федерального масштаба. Также, на мой взгляд, потенциал есть в маркетинге автопроизводителей и поставщиков автозапчастей", - полагает Владимир Молодых.
Директор Центра компетенций больших данных ГК "Техносерв" Георгий Шатиров уверен, что монетизация собираемых данных возможна по таким направлениям, как оценка кредитной способности клиентов, скоринг-модели стилей вождения для персональных страховых тарифных планов, сегментация и анализ базы автовладельцев, единые цифровые платформы для каршеринга или такси. Кроме того, платформа может быть интересна автодилерам для учета трафика дилерского центра, планирования и учета активностей по сделкам, управления складом готовых автомобилей. "Для ОЕМ/импортеров данные могут быть полезны в качестве инструмента контроля работы дилера или единого источника исходящих коммуникаций, для прямых B2B/B2C/B2G продаж, маршрутизации лидов к дилерам, прогнозирования продаж, автоматизации маркетинговых кампаний", - добавляет он.
Павел Стенников предполагает большой спрос со стороны страховых компаний, поскольку они могут получить полезную информацию для определения среднестатистических показателей поведения водителей и коэффициентов тем, кто из них выпадает. Чем больше водителей проанализирует система, тем объективнее будет расчет стоимости страховых полисов для разных групп автовладельцев. Павел Стенников уверен, что потенциальными потребителями являются также дорожные и коммунальные службы. Они могут увидеть среднюю скорость на участках магистралей, динамику изменения скорости на том или ином участке, по данным G-сенсора определить, где "сильнее трясет".
В ПАО "ВымпелКом" придерживаются схожего мнения по последнему пункту. Платформа может стать полезным решением для государственных служб в целях планирования ремонта дорог, оптимизации дорожной системы и т.д. В пресс-службе оператора уточняют, что по агрегированной аналитике можно понять, например, на каких участках машины чаще выходят из строя или быстрее износятся.
Алексей Нейман ожидает спрос на данные с платформы "Автодата" в страховании, у автодилеров, организаций из государственного сектора, транспортной индустрии и других отраслей.
Регулировать или нет?
Адвокат Юлия Никифорова полагает, что если платформа будет разработана для государственных органов, то обязательно должно присутствовать регулирование на законодательном уровне. Если это будет как платное приложение для всех желающих, то такой необходимости нет. "Если она (платформа - прим. ComNews) будет предоставляться автосалонам/дилерам, которые в свою очередь продают подержанные авто, то они просто смогут при необходимости покупать данную информацию или данное приложение для проверки, например, истории автомобилей. В том случае если платформа создаётся для предотвращения различных нарушений и преступлений, то это должно уже использоваться на законном уровне", - рассуждает она.
По мнению Сергея Ханенкова, текущее законодательство требует внесения некоторых корректировок, связанных с организационными, правовыми и экономическими особенностями создания и эксплуатации платформы "Автодата". К таким специалист "Ростелекома" отнес определение правового статуса платформы и ее оператора, обеспечение доступа к информации, необходимой для функционирования платформы, определение порядка доступа к обрабатываемой или передаваемой информации, обеспечение некорректируемости и юридической значимости данных.
Основатель и владелец юридической фирмы "Катков и партнеры" Павел Катков отстаивает позицию, что избыточное регулирование, особенно законодательное, здесь излишне. "Пусть рынок сам все отрегулирует, а вот где появятся споры - может вмешаться законодатель", - говорит он. Его поддерживает представитель Ассоциации больших данных. "Текущего регулирования более чем достаточно, рынок сам определит правила", - считает Алексей Нейман.
Кому должны принадлежать данные?
Юлия Никифорова уверена, что данные должны принадлежать разработчику платформы. Она объясняет свою позицию тем, что средства на сбор, обработку, хранение всех этих данных затрачены будут именно разработчиком платформы. Исходя из этого разработчик будет решать, кому их предоставлять, за какие средства и на каких условиях. Схожей позиции придерживается представитель сервиса заказа такси "Максим". По мнению Павла Стенникова, информация принадлежит тому, кто ее смог в нужном объеме собрать.
Специалист "Ростелекома" поддерживает закрепление права собственности владения большими данными за конечными владельцами транспортного средства. Тем не менее Сергей Ханенков считает, что доступ к ресурсам этой платформы должен быть недискриминационным, чтобы участники рынка могли использовать ее ресурсы для монетизации данных и запуска сервисов.
Напротив, в "ВымпелКоме" уверены, что такая платформа не должна быть открытой для всех. "Доступ к ней должны иметь только те, кому она может быть полезна - производителям для оптимизации производства, государству для плана строительства и ремонта дорог. Владельцам она доступна изначально в рамках бортового компьютера. При этом процесс должен обязательно регулироваться государством", - полагают представители оператора.
Любая база данных является объектом смежных прав, замечает управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин. "Исключительное право на базу данных принадлежит заказчику. Если заказчиками сбора больших данных будут выступать автопроизводители, соответственно, они же и будут обладать правами на большие данные", - говорит он.
Кроме того, Алексей Сулин обращает внимание на еще один немаловажный аспект данной инициативы. "Сама идея о том, чтобы собирать данные о поведении и перемещениях водителя, безусловно, заслуживает внимания, и такие сведения будут полезны производителям автомобилей, но никто не спросил самих водителей, хотят ли они, чтобы их действия фиксировались в автоматическом режиме, - указывает он. Между тем в России действует Федеральный закон "О персональных данных", который под персональными данными понимает "любую информацию, относящуюся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)". Как нетрудно заметить, это достаточно широкое понятие, под действие которого неизбежно попадают сведения о поведении того или иного водителя. Данный вопрос должен быть разрешен в первую очередь".
Павел Катков указывает на то, что данные, полученные из открытых источников, могут быть использованы лицом, осуществившим сбор таких данных, с учетом ограничений, установленных действующим законодательством для разных категорий данных. "К таким ограничениям, в частности, относятся ограничения, установленные законодательством об интеллектуальной собственности и о защите персональных данных, - перечисляет он. - В случае с умной навигационной автомобильной системой наиболее актуальны будут персональные данные, так как даже если их защита будет смягчена в части сбора и обработки обезличенных больших данных, это все равно потребует от их оператора прохождения ряда специальных процедур".
По мнению адвоката Александра Титова, в данном случае сведения обезличены и режим их использования не может рассматриваться в ключе защиты персональных данных. "Соответственно, условия агрегации и использования этих данных должны определяться между производителями автомобилей, производителями технических средств получения данных и владельцем автомобиля, как собственником источника получения этих сведений. Не думаю, что здесь требуется специальное законодательное регулирование. Очевидно, что в самом широком смысле использование данных не должно идти вопреки безопасности участников движения. Прикладное же использование данных должно определяться владельцем соответствующего массива информации", - рассуждает он.