13.05.2019

Многие из нас уже давно устали от устаревшей системы управления услугами ЖКХ. Бесконечные очереди, на которые уходит огромное количество драгоценного времени, бюрократия, превращающая процесс подачи жалобы в мучительное испытание. Настало время все изменить. Российская компания "Умный житель" взяла на себя ответственность соединить жильцов и управляющие компании (УК) в одном приложении. Специально для удобства жителей был создан инструмент, который позволяет управлять всем, что связано с недвижимостью, посредством смартфона. А чтобы работа сервиса была стабильной и без простоев, решили использовать облако. В этой статье на примере компании "Умный житель" расскажем о том, как удалось автоматизировать процесс управления и эксплуатации недвижимости и как в этом вопросе помогли облачные технологии.

Прежде чем выйти на рынок с собственным решением, компания "Умный житель" искала оптимальный вариант предоставления сервиса. Им оказалось IaaS-облако в режиме работы SaaS-системы. Выбор облачной модели оказался оправданным по ряду причин. Во-первых, данные, которые стекаются с мобильных приложений жителей, агрегируются в одном месте. Во-вторых, вся собранная информация доступна для управляющей компании – это было обязательным требованием в ходе реализации проекта.

Важно понимать, что доступ к данным и системе со стороны управляющей организации должен быть постоянным, вне зависимости от того, где находится УК – в России или за ее пределами. Очевидно, что и эта задача решается с помощью облака. В результате руководство компании приняло решение использовать облачные технологии и занялось вопросом поиска подходящего провайдера.

Перед клиентом стояла задача – разместить сервис для управления УК/ЖКХ "Умный житель" в защищенной инфраструктуре, так как система собирала персональные данные пользователей.

Для решения поставленной задачи обратились к облачному провайдеру "ИТ-ГРАД", обладающему высокой экспертизой и опытом в этом вопросе. Наличие лицензий ФСТЭК и ФСБ дает поставщику право оказывать услуги по защите данных. Выяснив требуемый уровень защищенности ИСПДн, специалисты компании ответили на вопросы клиента, провели переговоры с техническими специалистами, выполнили качественную проработку запроса, результатом чего стало подписание договора.

Приложение "Умный житель" – это действительно уникальный для российского рынка продукт. Обладая широким набором функций, сервис позволяет гибко справляться с проблемами ЖКХ, которые ранее решались по старинке и отнимали много времени. Перечислим лишь часть доступных функций приложения:

▪        Возможность экономить и оперативно находить потенциальные ошибки в начислении платы за услуги.

▪        Оперативно связываться с аварийными службами и заказывать вызов мастера.

▪        Связываться с управляющими компаниями и узнавать о них всю необходимую информацию.

▪        Возможность добавить несколько объектов недвижимости (гараж, дом, паркинг, квартира, коммерческая недвижимость) по всей территории России.

Скачав приложение на смартфон, пользователь также может производить онлайн-оплату счетов за ЖКУ; вводить показания счетчиков; смотреть аналитику потребления ресурсов; получать информацию о доме и многое другое.

По данным сервиса, сейчас к нему подключены 573 тысячи квартир, 102 управляющие компании и почти 10 тысяч офисов. За год приложение скачали около 7000 раз, жители оплатили 4000 счетов и решили больше 2000 вопросов.

Поскольку российский рынок облачных услуг представлен большим количеством игроков, компания пошла по классическому пути выбора провайдера, который сводился к запросу коммерческих предложений у ряда поставщиков. Помимо надежности площадки учитывались и другие факторы. В частности, требовалось, чтобы провайдер обеспечивал поддержку федерального закона ФЗ-152.

Константин Попов,  генеральный директор компании "Умный житель"

"Мы тестировали площадки различных провайдеров и сравнивали итоговые показатели. Уровень доступности у всех облачных поставщиков оказался приблизительно одинаковым. При этом гарантировать отказоустойчивость и обеспечить оперативную работу технической поддержки смог далеко не каждый, в том числе и поставщик, с которым мы сотрудничали ранее. Именно поэтому озвученные показатели стали для нас приоритетными при выборе исполнителя. "ИТ-ГРАД" в этом вопросе показал наилучшие результаты".


В результате на основании коммерческих предложений, анализа рынка и отзывов о компаниях было принято решение в пользу "ИТ-ГРАД" (входит в группу МТС).

Используемая БД заточена под все управляющие компании, поэтому ее объем довольно велик. Представляя собой критичное звено инфраструктуры и бизнеса, база должна обрабатывать запросы в режиме реального времени и быть доступна в любой момент, поскольку УК расположены в различных регионах, от Дальнего Востока до Калининграда и ближнего зарубежья, где очевиден разрыв по времени. Необходимость высокой доступности сервиса объясняется и другими причинами.

Дело в том, что решением "Умный житель" пользуются управляющие компании, у которых периодически возникают аварийные ситуации. Следовательно, заявки, которые транслируют жители, должны автоматически попадать в аварийную службу или диспетчерскую. Если по каким-то причинам этого не происходит, УК может понести издержки – как физические, так и моральные, вплоть до полного закрытия. Поскольку такой ситуации допустить нельзя, сервис должен работать без прерываний и малейших сбоев.

▪        В облако "ИТ-ГРАД" вынесли рабочую базу данных, где хранится информация в виде перечня лицевых счетов жителей, объектов управления, домов, садоводств, товариществ, включая данные по собственникам жилья.

▪        Компания добилась гарантированной работы сервиса и высокого качества оказываемых услуг.

▪        Решение работает без прерываний в режиме 24/7 с возможностью постоянного использования жителями и различными УК.

Сегодня с помощью облака компания решает все имеющиеся задачи. Облачным сервисом "Умный житель" уже успели воспользоваться сотни клиентов, получив преимущества в виде автоматизации задач, которые на протяжении многих лет решались устаревшими способами.