"Локомотив" отцепляют от ТТК
Подконтрольный ОАО РЖД оператор связи "Транстелеком" (ТТК) может выйти из капитала футбольного клуба "Локомотив", продав его другой структуре материнской компании. Обслуживание кредитов, взятых на приобретение клуба еще в 2008 году, мешает ТТК заниматься основным бизнесом, следует из документов оператора. В ходе сделки клуб, победивший в последнем чемпионате России по футболу, оценивают примерно в 3,7 млрд руб.
ОАО РЖД предлагает рассмотреть на заседании совета директоров вопрос о выходе подконтрольного ему ТТК из капитала АО ФК "Локомотив", следует из письма (есть у "Ъ") гендиректора РЖД Олега Белозерова председателю совета директоров госмонополии вице-премьеру Максиму Акимову. Из проекта решения и пояснительной записки к письму следует, что ТТК продаст 90,91% акций "Локомотива" другой структуре РЖД — АО "КРП-инвест" за 3,395 млрд руб. Таким образом, весь клуб оценен примерно в 3,7 млрд руб., или $57 млн. Для оплаты сделки "КРП-инвест" привлечет беспроцентный заем у еще одной структуры РЖД — АО ОТЛК.
В РЖД не комментируют ситуацию, но источник, близкий к совету директоров компании, подтвердил подлинность и актуальность документов. Пока вопрос на совет директоров не выносился, говорит он. В ВТБ, которому принадлежат около 9,09% "Локомотива", отказались от комментариев, так же поступили представитель ТТК и гендиректор "Локомотива" Василий Кикнадзе.
Контроль над ФК "Локомотив" перешел от РЖД к ТТК в декабре 2008 года. Оператор тогда приобрел допэмиссию акций ФК за 3 млрд руб. На это ТТК привлек кредиты, на обслуживание которых теперь тратит значительные средства, следует из документов: за 2008–2018 годы общая стоимость их обслуживания превысила 3,8 млрд руб., а общая стоимость владения клубом — 6 млрд руб.
Сейчас доля кредитного портфеля ТТК, приходящаяся на инвестиции в "Локомотив", составляет 19%, а ежегодная стоимость обслуживания кредитов — 285 млн руб.
Продажа "Локомотива" позволит ТТК увеличить дивиденды, снизить долг и процентные расходы ориентировочно на 330 млн руб. в год, что поможет выполнению стратегических планов, бюджета и инвестпрограммы оператора, которое сейчас затруднено, следует из документов РЖД. Это не первая попытка ТТК выйти из непрофильного актива: еще в августе 2012 года о том, что компания в течение года планирует продать пакет акций "Локомотива", заявлял ее тогдашний президент Артем Кудрявцев. На тот момент ТТК оценивал свою долю в 2,25 млрд руб.
Выход из актива позволит ТТК сосредоточиться на своей основной деятельности, согласен гендиректор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов. Компания оказывает услуги в межоператорском сегменте, а также на рынке фиксированного доступа в интернет, где в условиях общей стагнации ей по итогам 2018 года удалось вырасти на 8,4%, отмечает аналитик. По объему абонентской базы ТТК занимает пятое место после "Ростелекома", "ЭР-телекома", МТС и "Вымпелкома".
Из данных РЖД следует, что по итогам 2018 года выручка ФК "Локомотив" составила 5,2 млрд руб., а чистый убыток — 136,3 млн руб. Чистые активы клуба составили 1,6 млрд руб. Выручка "Локомотива" в подавляющей степени сформирована контрактами с самими РЖД и ТТК, которые таким образом фактически дотируют футбольный клуб, отмечает основатель Sports.ru Дмитрий Навоша. "Актив коммерчески убыточен, он имеет гудвилл в виде бренда, но в целом он слабее, чем, например, бренд "Спартака"",— считает он. 4 апреля в интервью "Спорт-экспрессу" член совета директоров "Спартака" Андрей Федун оценил стоимость клуба с учетом стадиона в размере не менее €1 млрд. По мнению Дмитрия Навоши, более справедливой кажется сумма в диапазоне $200–300 млн, при этом "Локомотив" может стоить "максимум треть" от этой суммы. Подобные сделки с участием клубов Российской футбольной лиги не редкость, но они, как правило, не носят коммерческий характер, а решают задачи по организации управления активами, заключает господин Навоша.
По данным КПМГ, у российских футбольных клубов в целом основным является доход от генерального спонсора, тогда как выручка от продажи билетов редко превышает 5%. В России расходы на содержание клубов значительно превышают их коммерческие доходы, констатирует заместитель директора отдела управленческого консультирования КПМГ в России и СНГ Ольга Ошарова: "Поэтому для компаний-собственников, для которых футбольные клубы являются непрофильными активами, эти инвестиции становятся скорее имиджевыми".