Водителям такси не дадут устать
Службы онлайн-заказа такси "Везет", "Ситимобил" и "Яндекс.Такси" запустили в тестовом режиме систему обмена данными о совокупном времени работы водителей. Как только технология пройдет все этапы тестирования, компании ограничат доступ к получению заказов для водителей, которые слишком долго работают на линии. По мнению аналитиков, сегодняшний таксист готов в перспективе уступить руль роботу, потому что с увеличением заказов теряется индивидуальный подход к клиенту. С другой стороны, введение нового ограничения может повлечь увеличение цены на услуги такси и развитие теневого рынка в сегменте.
"Проект начался с инициативы трех компаний - "Везет", "Ситимобил" и "Яндекс.Такси". Мы давно ее обсуждали, но для запуска требуется серьезная технологическая подготовка, она занимает довольно длительное время. Мы готовы сотрудничать со всеми компаниями, организациями, органами власти, которые заботятся о безопасности такси и стремятся ее повысить. В том числе общаемся с Департаментом транспорта Москвы", - рассказал корреспонденту ComNews представитель пресс-службы "Яндекс.Такси".
Он добавил, что до завершения всех этапов тестирования и финальной настройки компания не раскрывает детали работы системы и размер инвестиций. "Идет проверка разных сценариев, финальную модель мы покажем позднее. Все стороны участвуют в разделении расходов. Мы не предполагаем, что затраты будут высокими, так как внутри каждой из трех компаний есть наработки для контроля безопасности поездок", - сказал представитель пресс-службы "Яндекс.Такси".
Представитель пресс-службы компании "Везет" сообщил корреспонденту ComNews, что правильные решение не требуют длительных раздумий. "Поэтому мы с коллегами достаточно быстро пришли к согласию о необходимости подобной системы. Теперь дело за внедрением технологии обмена данными. Три большие ИТ-платформы должны быть готовы обмениваться огромными объемами данных. Цель тестирования - отладить все процессы, чтобы обеспечить максимальную точность. Разработка точной системы может занять какое-то время. Ни одна из компаний не может брать на себя полностью разработку подобной инициативы: простым языком, собственные данные ИТ-платформы агрегаторов такси - коммерческая тайна. Каждая из компаний уже имеет наработки отслеживания времени активности водителей. Поэтому мы не планируем значительных дополнительных расходов. Задача - корректно обменяться накапливающимися данными. Данные о водителях хранятся на серверах каждой компании, "Везёт" готовит возможность обмениваться ими в облаке. Мы нацелены на реализацию проекта в кратчайшие сроки. Первые результаты покажут, когда будет возможно масштабировать эту систему на все города присутствия сервиса "Везет". Все три компании несут затраты внутри своих разработок. Общие затраты разделяются равномерно", - прокомментировал представитель пресс-службы "Везет".
Основное направление сотрудничества компаний - контроль времени на линии. Технология сквозного учета позволит проследить за тем, чтобы водители не перерабатывали. "Разработан технический протокол, согласно которому мониторинг будет происходить по всей стране и в режиме реального времени. Между "Яндекс.Такси" и "Ситимобилом" тестирование началось в Москве и Московской области, а также в Ярославле. Компания "Везет" находится сейчас в стадии интеграции технологии. Это первая в России инициатива такого рода между сервисами заказа такси, помогающая исключить переработки таксистов. Тестирование происходит по закрытым каналам. Организация обмена данными по такому большому количеству водителей в реальном времени - сложное технологическое решение, требующее нескольких месяцев разработок, создания специального формата обмена данными и облачной инфраструктуры для их хранения", - сообщает пресс-служба "Яндекс.Такси".
В компании уверены, что учет времени водителей позволит значительно снизить риски, связанные с усталостью, и существенно повысит безопасность перевозок по России. "Безопасность водителей и пассажиров всегда была главной темой для нас. Так было и когда мы только начинали, и сейчас. Мы полагаем, что у наших коллег из "Везет" и "Ситимобила" такая же мотивация", - сказал представитель пресс-службы "Яндекс.Такси" корреспонденту ComNews.
Представитель пресс-службы "Везет" ответил корреспонденту ComNews, что они с коллегами хотят создать прозрачную систему обмена данными о времени работы перевозчиков. "Информационные системы - наша специализация. Мы не контролирующие организации, а сервисные. Поэтому будем помогать перевозчикам лучше планировать свое время, а пассажирам быть более уверенными в точности реакции водителя на дороге", - отметил он.
На вопрос о том, захотят ли водители такси обойти новую систему и как это предотвратить, представитель пресс-службы "Яндекс.Такси" ответил, что в компании есть ряд разработок, которые борются с разными видами мошенничества. "Мы не раскрываем детали, чтобы не давать повод обойти систему защиты", - добавил он.
"Попытки недобросовестного пользования сервисами и сейчас существуют. В компании "Везет" постоянно отслеживают и блокируют схемы фрода, для новой системы также будут предусмотрены технические способы избежать обмана", - отметил представитель пресс-службы "Везет".
Представитель пресс-службы сервиса заказа такси "Максим" сказал корреспонденту ComNews, что предложений присоединиться к сервису не поступало. "Но мы готовы присоединиться к системе. Плюс платформы - в расширении возможностей контроля водителей. Однако пока сложно сказать, принесет ли эта система какие-то существенные результаты. Так как существует множество способов обхода этих ограничений. И сначала нужно работать над их устранением", - поделился представитель пресс-службы такси "Максим".
По мнению аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, в перспективе 10 лет к этой платформе присоединятся все сервисы. Он думает, что с введением такого сервиса прибыль компаний может немного снизиться.
"Любое решение связано с ошибками первого и второго рода. Ошибка первого рода, или "ложная тревога", имеет следствием упущенную выгоду: водитель мог бы довезти пассажира, получить несколько сотен рублей и заплатить комиссию компании. Общие потери компаний можно оценить в 2-3% от оборота. Они в некотором роде аналогичны страховым выплатам. Потери от ошибки второго рода, или "пропуска цели", когда происходит авария с человеческими жертвами, могут оказаться гораздо выше, хотя и будут происходить реже. Вряд ли сейчас у потребителей складывается впечатление, что водители, участвующие в программах агрегаторов, выглядят преуспевающими и свежими и источают волны успеха. По сравнению с таксистом прошлого, который иной раз неплохо "зашибал" и любил учить пассажира жить, сегодняшний водитель молчалив, следует указаниям навигатора и морально готов в перспективе уступить руль роботу. Альтернативой такой службе является страхование, а страховые ставки рассчитываются исходя из статистики. По-видимому, подсчеты подсказывают агрегаторам, что страховщикам придется платить больше, а аварии могут вызвать интерес политиков и законодателей, которые начнут жестко регулировать отрасль. В этом случае потери будут намного выше. Рынок агрегаторов, скорее всего, пройдет еще через серию слияний, после чего на нем в каждом регионе останутся два игрока. Общие платформы - это часть процесса стандартизации, который снизит издержки таких слияний", - прокомментировал Леонид Делицын.
Он считает, что попытки водителей обойти систему будут. "Водители обязательно будут пытаться адаптироваться, однако вопрос тут еще в том, кто будет в итоге отвечать в суде. Судья по-разному будет рассматривать ситуацию, когда ошибку допустил выбившийся из сил работник и когда ошибся работник, сознательно нарушивший правила", - отметил он.
На взгляд младшего аналитика ИК "Фридом Финанс" Александры Овчинниковой, судить об успехе данной платформы еще рано, однако со временем можно ожидать присоединения других игроков сегмента такси, которые заинтересованы в повышении безопасности всех участников дорожного движения и при этом имеют онлайн-платформу для сбора данных.
"Тем не менее для масштабного запуска системы обмена данными о совокупном времени работы водителей необходимо создание поддерживающей облачной инфраструктуры, которую, вероятно, сможет предоставить технологический гигант "Яндекс", в случае высокого спроса со стороны агрегаторов такси, поскольку компания располагает сетью дата-центров и развивает экспериментальное направление, включающее предоставление облачных услуг, доля которого составляет 2% доходов компании. Рынок такси в настоящий момент трансформируется. Например, "Яндекс.Такси" - наиболее быстрорастущий сегмент в структуре выручки "Яндекса" с трехзначными темпами роста. В 2018 г. выручка от сегмента такси и каршеринга увеличилась на 293% год к году до 19,2 млрд руб., что не характерно для зрелых отраслей. Стоит также выделить, что для развивающегося рынка характерны интерактивные внедрения, например, мобильных приложений, ускоряющих взаимодействие оператора и клиента", - считает Александра Овчинникова.
Она полагает, что регулирование рабочего времени и отмена сверхурочной работы способны снизить доходы компаний из сегмента такси, однако не исключено, что агрегаторы такси в целях компенсации поднимут цены. К 2020 г. выручка операторов может составить более 800 млрд руб. по сравнению с приблизительно 650 млрд руб. в 2018 г. Водители могут попытаться обойти систему, чтобы не потерять свои доходы, таким образом может вырасти теневой рынок такси. Более того, в настоящий момент разрешение выдается на автомобиль, что увеличивает вероятность использования одного автомобиля несколькими водителями, которые после рабочей смены могут таксовать, обойдя требования компании", - заключила она.