Черная дыра спутникового ТВ
По данным компании "Медиаскоп" за 2018 год, на 20 телеканалов первого и второго мультиплексов приходится свыше 75% времени просмотра от общего телесмотрения зрителей старше четырех лет. В России сейчас идет процесс перехода на цифровое эфирное телевещание, где эти 20 телеканалов зрители могут смотреть бесплатно. Более того, в конце прошлого года был принят закон, обязывающий операторов спутникового ТВ предоставлять жителям населенных пунктов, не попавших в зону цифрового эфирного вещания, доступ к обязательным общедоступным каналам без абонентской платы (при наличии соответствующего оборудования и оплаты подключения). В такой ситуации возникает вопрос, не будет ли переход на цифровое эфирное телевещание и обязанность предоставлять бесплатно каналы двух мультиплексов началом конца для операторов спутникового ТВ, учитывая, что львиная доля просмотров приходится именно на эти 20 каналов.
Согласно подсчетам ComNews, сделанным на основе статистики АО "Медиаскоп" (уполномоченная организация по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов) за 2018 год, на 20 каналов первых двух мультиплексов приходится суммарно 76,1% от общего времени просмотра телеканалов у зрителей старше четырех лет. Пусть речь идет только о традиционном телесмотрении - у телевизора дома, тем не менее цифры достаточно показательны для бизнеса операторов спутникового телевидения.
Важна эта статистика в контексте подписанного в конце 2018 года закона, согласно которому операторы спутникового ТВ должны давать жителям, не попавшим в зону цифрового эфирного вещания, бесплатный доступ к обязательным общедоступным каналам (20 каналов первого и второго мультиплексов). Любопытно, что операторы спутникового ТВ на прошедшей на минувшей неделе тематической пресс-конференции в МИА "Россия сегодня" дружно убеждали всех собравшихся в том, что государство им вовсе не конкурент. Если так, то возникают вопросы об окупаемости предоставляемых ими услуг. Ведь судя по статистике "Медиаскопа", время просмотра каналов сверх двух мультиплексов едва ли достигает трети от общего времени просмотров. А это значит, что возможности для операторов спутникового ТВ заработать на дополнительном платном контенте малы.
Ко всему прочему, стоит упомянуть о величине аудитории, не попавшей в зону охвата наземного цифрового телевещания. По данным Минкомсвязи, вне зоны цифрового эфирного вещания находится 800 тыс. домохозяйств (1,5% домохозяйств в РФ). Из них 300 тыс. семей уже являются абонентами спутникового ТВ, то есть подключены к одному из четырех операторов спутникового ТВ. В сухом остатке мы имеем 500 тыс. домохозяйств, которые могут стать потенциальной абонентской базой для операторов спутникового ТВ. Но и это еще не все.
Как отметил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, выступая на пресс-конференции, все эти 800 тыс. семей проживают в небольших населенных пунктах. А значит, возникают сомнения в значительной платежеспособности такой категории зрителей. После составления перечня территорий, не попавших в зону охвата цифрового наземного телевещания, также выяснилось, что есть населенные пункты, которые официально находятся вне зоны цифрового покрытия, но людей там нет. "Из ряда областей мы получили просьбы сократить перечень населенных пунктов потому, что в некоторых из них нет постоянно проживающих людей (либо приезжают на лето, либо вовсе никто не живет). Но они учитываются. В перечне населенных пунктов страны они есть, и поэтому в этот перечень они вошли", - рассказал Алексей Волин.
Путем подомовых обходов Минкомсвязи обнаружило, что часть из указанных 800 тыс. семей на самом деле могут принимать сигнал цифрового эфирного телевидения. Замминистра объяснил это тем, что, когда определялся перечень населенных пунктов, ведомство исходило из того, что если часть населенного пункта принимает сигнал, а часть населенного пункта его не принимает, то населенный пункт относится к тем населенным пунктам, где гарантированной возможности принимать цифровой сигнал из эфира нет.
Из сказанного следует, что количество новых возможных подключений абонентов у всех четырех операторов спутникового ТВ не дотянет даже до 500 тыс. В масштабах, например, "Триколора" (НАО "Национальная спутниковая компания"), абонентская база которого по итогам 2018 года составляет более 12 млн домохозяйств, озвученные цифры кажутся несущественными, а для будущего бизнеса операторов спутникового ТВ - тревожными.
Вопреки всему операторы спутникового ТВ на прошедшем на прошлой неделе мероприятии демонстрировали оптимистичное отношение к принятому закону. Заместитель генерального директора ООО "НТВ-Плюс" Лариса Ткачук выразила уверенность в том, что "аппетит приходит во время еды". Если при подключении граждан вне зоны ЦНТВ (цифрового наземного телевизионного вещания - Прим. ComNews) в лучшем случае у них было три канала в аналоге, то на первое время 20 каналов в хорошем качестве людям хватало. "Но даже на относительно небольшом сроке подключения граждан на этих территориях мы видим, что порядка 10% покупают разные дополнительные тематические пакеты. В большей степени это распространяется на детские каналы, варианты спортивных или познавательных пакетов", - рассказала она. Лариса Ткачук полагает, что с набором темпов подключений и раскруткой, когда люди начнут "привыкать к картинке в хорошем качестве" и к разнообразию информации, процент платящих абонентов будет увеличиваться.
Генеральный директор "Спутникового ТВ МТС" Алексей Иванов в качестве примера привел случай, когда одна из местных администраций упрашивала оператора оставить полный пакет платных каналов, поскольку кинотеатров рядом не было, а их подключение было "выходом в мир". Алексей Волин поддержал реплику представителя МТС и сказал, что оплата большого пакета телевизионных каналов точно стоит для людей дешевле, чем поездка на автобусе в районный центр и обратно и покупка билетов в кино. По словам представителя МТС, большинству их абонентов 20 каналов недостаточно. Однако абсолютных значений он не назвал.
Директор по работе с органами государственной власти и внешним коммуникациям "Триколора" Павел Стешин также согласился с коллегой из МТС, что люди хотят смотреть платное ТВ. "Мы видим, что к нам приходят люди, подключившие бесплатное спутниковое телевидение, и просят обратно подключиться на платное ТВ потому, что дедушке не хватает "Охоты и рыбалки", а бабушка привыкла к индийским сериалам", - привел пример он. По его словам, проникновение платного телевидения и желания жителей России смотреть разнообразный контент с каждым годом все больше и больше.
В пользу бизнеса операторов спутникового ТВ играет еще и то, что в законе прописан бесплатный доступ к обязательным общедоступным каналам при наличии соответствующего оборудования для приема спутникового ТВ и оплаты подключения. Цена на весь комплект оборудования во время отключений от аналога задержится на отметке в 4500 руб. до осени этого года, но потом цены будут повышаться.
Однако, мотивация "заплати один раз за комплект, а потом смотри всю жизнь бесплатно" как нельзя лучше работает на россиян. Именно благодаря такой бизнес-модели "Триколор" в свое время набрал значительную абонентскую базу. И это, возможно, приведет к тому, что абоненты начнут массово выбирать только бесплатные 20 каналов, а за дополнительный контент платить не будут.
Но возможен и иной эффект. Если доплата условных 100 рублей за 200 каналов сверх обязательных не так сильно будет бить по карману, то это "подсадит" зрителей на платный контент. В таком случае есть шанс, что пусть не каждый абонент, но условные 100 рублей заплатит, и это может стать драйвером для развития бизнеса операторов спутникового ТВ.
Тем не менее в выигрышной ситуации, пожалуй, могут остаться только универсальные операторы, которые предоставляют как минимум услуги платного ТВ и ШПД. За счет предложения пакета услуг такие компании, как ПАО "Ростелеком", ПАО "МГТС", ПАО "МТС", "Акадо" (ОАО "Комкор"), "Дом.ru" (АО "ЭР-Телеком Холдинг"), "Билайн" (ПАО "ВымпелКом") могут удержать абонентов. И в этой ситуации операторы спутникового ТВ проигрывают, поскольку предложить пакет из нескольких услуг им сложнее. Таким образом, у спутниковых операторов есть риск остаться в нише, которая предполагает оказание услуг на удаленных и малонаселенных территориях, где прокладка кабеля либо невозможна, либо очень затратна.