Сделка без победителей
Эпопея с продажей "Ростелекому" 100% Tele2 подходит к концу. На минувшей неделе о грядущей сделке сообщил президент "Ростелекома" Михаил Осеевский, а также вице-премьер РФ Максим Акимов. По их словам, принципиальные договоренности уже достигнуты и стороны переходят к формальным процедурам. Основным вопросом сейчас становится структура сделки, и есть ощущение, что по итогам сделки в абсолютном выигрыше не окажется никто.
Напомним, что в данный момент ООО "Т2 Мобайл" (действующее в России под маркой Tele2) находится в полной собственности у ООО "Т2 РТК Холдинг". Доли владения "Т2 РТК Холдингом" распределяются следующим образом: 45% принадлежит "Ростелекому", 55% - Tele2 Russia Holding AB (Швеция), которым, в свою очередь, владеют группа ВТБ (50%), Invintel B.V. собственника "Северстали" Алексея Мордашова (40%) и банк "Россия" (АО "АБ "Россия", основной владелец - Юрий Ковальчук, 10%).
На минувшей неделе президент "Ростелекома" Михаил Осеевский сообщил журналистам о том, что госоператор достиг договоренностей с банком ВТБ и другими акционерами о консолидации 100% Tele2. По его словам, обсуждение сделки завершено и стороны переходят к формальным процедурам.
Позже вице-премьер РФ Максим Акимов рассказал журналистам некоторые подробности предполагаемой сделки. По его словам, ее часть - это обмен казначейских акций "Ростелекома" на доли в Tele2 (иными словами, владельцы акций Tele2 получат акции "Ростелекома").
Напомним, что сейчас "дочка" "Ростелекома" - ООО "Мобител" - владеет 10,49% обыкновенных акций ПАО "Ростелеком". Росимуществу принадлежит 48,71% таких бумаг, госкорпорации ВЭБ.РФ - 4,29%, 36,52% находятся в свободном обращении.
При этом государство не намерено терять контроль над "Ростелекомом" по результатам этой сделки. Максим Акимов сообщил, что госконтроль в "Ростелекоме" может быть обеспечен акционерными соглашениями.
Однако, возможно, что контроль государства над "Ростелекомом" будет обеспечен за счет допэмиссии акций "Ростелекома" в пользу госструктур. Издание "Коммерсант", ссылаясь на свои источники, сообщило на минувшей неделе, что за последний месяц "Ростелеком" скорректировал модель консолидации 100% Tele2. Теперь рассматривается идея проведения допэмиссии акций этого оператора в пользу госструктур. "В сделке с Tele2 будут задействованы квазиказначейские акции. А также будет проведена допэмиссия в пользу компаний, аффилированных с государством. Тем самым доля государства в "Ростелекоме" не уменьшится", - сообщил "Коммерсанту" источник. При этом, по его словам, предлагаемую схему консолидации одобрили в правительстве, в конце марта официально внесут в Росимущество, а в сентябре вопрос проведения допэмиссии вынесут на собрание акционеров "Ростелекома".
По словам Михаила Осеевского, "Ростелеком" не отказывается и от идеи использовать кредиты при консолидации 100% Tele2. "Мы планируем проводить открытые процедуры, пригласить к участию в финансировании этой сделки все банки, которые хотят в этом участвовать. У нас открыты большие лимиты, и большие линии существуют у всех крупных игроков. Поэтому кто даст минимальную ставку, наилучшую структуру ковенант, с тем и будем работать", - цитирует "Коммерсант" Михаила Осеевского.
Так или иначе, говорить о том, что по итогам сделки какая-то из сторон однозначно выиграет больше других, не приходится.
В случае, если будет реализован вариант с допэмиссией акций "Ростелекома", государству нужно будет потратить бюджетные средства для того, чтобы ее выкупить и сохранить таким образом контроль над "Ростелекомом".
Если покупка все же будет оплачена за счет привлеченных кредитных средств, то это увеличит долговую нагрузку "Ростелекома".
Продавцы, в лице банка ВТБ, а также структур Алексея Мордашова и Юрия Ковальчука, не увидят живых денег за актив, что для них было бы наилучшим вариантом совершения сделки. Они получат ценные бумаги "Ростелекома" и лишь надежду на то, что в будущем смогут их продать по более высокой цене.
Очень похоже на то, что вопрос прямой финансовой выгоды в этой сделке не играет первостепенной роли для тех, кто этот выкуп затеял. Более важен, судя по всему, стратегический аспект, а именно - стремление государства создать на телеком-рынке доминирующего контролируемого игрока, который сможет в значительной степени влиять на отрасль в целом таким образом, каким это необходимо в интересах власти.