Huawei и ZTE выиграют на запрете США
Телекоммуникационный мир находится на пороге нового бума - в связи с появлением стандарта 5G. В отличие от предыдущих четырех поколений мобильных коммуникаций, сети пятого поколения будут не просто очередной версией инфраструктуры для оказания услуг связи. Они станут основой для цифровой трансформации всех отраслей экономики и государственного управления. Из-за этого, а также учитывая использование высоких частотных диапазонов в 5G, в мире потребуется огромное количество сетевого оборудования. Похоже, что спрос будет даже больше, чем во второй половине 1990-х - начале 2000-х годов закупалось базовых станций и коммутаторов GSM. Но если в те времена на рынке присутствовало около 10 производителей оборудования, то ныне их осталось всего несколько. С учетом политически окрашенных попыток выдавить китайских вендоров с западных рынков с особой остротой встает вопрос: смогут ли оставшиеся игроки удовлетворить глобальный спрос на сетевые решения 5G.
Во времена массового развертывания GSM-сетей по всему миру сетевое оборудование поставляли компании Alcatel, Italtel, Siemens, Nortel, Motorola, Lucent Technologies, Nokia, Ericsson, Huawei, ZTE. Появление сотовых сетей третьго поколения растянулось во времени (в частности, в Европе - из-за слишком высокой цены спектра, которую запросили национальные регуляторы), и ряды вендоров стали редеть. Вроде бы успешная история развертывания сетей 4G/LTE тоже не дала гормон роста производственной индустрии. В итоге сначала Nortel, а затем и Motorola были распроданы в розницу (по отдельным направлениям бизнеса) более успешным конкурентам, Italtel ушел с сотового рынка, а затем начался процесс укрупнения: Alcatel поглотил Lucent Technologies, но вскоре сам стал жертвой поглощения со стороны Nokia. Последняя предварительно объединилась с Siemens, а затем немецкие акционеры вышли из совместного бизнеса.
В результате всех этих "химических реакций" в секторе производства оборудования для мобильных сетей осталось всего четыре компании: две европейских (Nokia, Ericsson) и две китайских (Huawei, ZTE). Пятую строчку пытался захватить Samsung, который сначала разработал оборудование 3G и LTE, а буквально несколько лет назад - что было весьма забавно - создал и GSM-аппаратуру. Однако пока значимой доли рынка Samsung не получил.
По данным IHS Markit за 2017 год (этот отчёт вышел в марте 2018 г., и информация за прошлый год будет доступна еще через месяц), крупнейшим поставщиком телекоммуникационного оборудования в мире стал Huawei (28% рынка), следом идут Ericsson (27%) и Nokia (23%). Четвертый и пятый игроки отстают с большим отрывом: на ZTE в 2017 году пришлось 13% объема мировых поставок сетевой аппаратуры, а на Samsung - 3% (оставшиеся 6% обеспечили нишевые игроки).
Статистика IHS Markit однозначно показывает, что супермажоритарную долю глобального рынка оборудования для сетей связи (78%) контролирует "большая тройка" производителей - Huawei, Ericsson и Nokia, и без каждой из этих компаний полноценное развитие 5G в мире едва ли возможно. Но в 2018-м - начале 2019 года власти США начали давить на ZTE, а затем и на Huawei, в явном виде выдавливая их как из Соединенных Штатов, так и из стран-союзниц. В частности, американцы публично обвинили Huawei в нарушении режима санкций против Ирана и в наличии в его оборудовании "задних дверей", якобы позволяющих Китаю шпионить за западными гражданами, бизнесом и чиновниками.
В традиционной для американского президента Дональда Трампа манере никаких доказательств этому предоставлено не было. Но заявлений официальных лиц администрации США (включая самого Трампа) оказалось достаточно, чтобы сотовые операторы в Соединенных Штатах пугливо отказались от покупки 5G-оборудования у китайских вендоров. Verizon приобрел базовые станции 5G у Samsung и Ericsson, а AT&T к этой паре поставщиков добавила корпорацию Nokia.
Примеру США последовали и некоторые их союзники - в частности, правительство Австралии запретило национальным операторам закупать оборудование 5G у Huawei и ZTE. Можно предположить, что некоторые западные страны последуют этому примеру. Хотя и восточные партнеры Соединенных Штатов стали осторожно относиться к поставщикам из Китая. Так, в Южной Корее, где все три сотовых оператора - KT, SK Telecom и LG UPlus - 1 декабря 2018 года запустили 5G-сети в коммерческую эксплуатацию, каждый из них купил сетевое оборудование у трех поставщиков - Samsung, Ericsson и Nokia. И лишь LG UPlus решился на четвертого поставщика в лице Huawei.
Китайские компании в начале 2019 года провели немало встреч с журналистами международных СМИ. Например, 15 января генеральный директор Huawei Technologies Жэнь Чжэнфэй на круглом столе для международной прессы так ответил на вопрос корреспондента Associated Press о том, что некоторые страны предполагают подчинение Huawei Компартии Китая и на этом основании сомневаются в возможностях компании по защите информации в сетях на ее оборудовании: "На протяжении последних 30 лет наше оборудование нашло применение в более чем 170 странах и в совокупности обслуживает свыше 3 млрд пользователей. И мы достигли значимых результатов в сфере безопасности. Huawei - независимая бизнес-организация. Когда дело касается кибербезопасности и защиты персональных данных, мы всегда занимаем сторону клиента. Мы никогда не причиним вреда какой-либо нации или отдельной персоне".
Жэнь Чжэнфэй добавил, что МИД Китая официально заявил об отсутствии в КНР закона, требующего от любого производителя создавать "заднюю дверь". "Ни Huawei, ни я лично никогда не получали запрос от любых правительств о предоставлении нелегитимной информации", - резюмировал глава Huawei. В интервью телекомпании CNN Жэнь Чжэнфэй сравнил Huawei с помидором, который оказался на стыке политических разногласий двух супердержав - США и Китая.
Генеральный директор ZTE Corp. Сюй Цзыян накануне Всемирного мобильного конгресса в Барселоне (MWC) 2019 года сформулировал приоритет компании так: "Мы продолжим активно взаимодействовать с операторами и быть более открытыми в работе с экосистемами, так как внедрение 5G требует привлечения широкого круга партнеров. В то же время ZTE неукоснительно придерживается принципа построения систем сетевой безопасности и комплаенс".
Однако едва ли эти заявления и даже решения судов, в которые подали китайские вендоры, быстро вернет Huawei и ZTE на рынок США и их ближайших союзников. Поэтому с особой остротой встает вопрос, справятся ли Ericsson, Nokia и Samsung c поставками 5G-оборудования прежде всего на рынки, закрывшиеся для вендоров из Китая. Отвечая на этот вопрос на традиционной пресс-конференции в Барселоне накануне MWC 2019, генеральный директор Nokia Раджив Сури высказался в том духе, что выдача частот для сетей пятого поколения в разных странах растянута по времени и запуски сетей 5G тоже не произойдут одномоментно, поэтому производственных мощностей его корпорации должно хватить.
Однако глядя на рыночные доли мировых телеком-вендоров, становится очевидно, что Ericsson с Nokia, а уже тем более Samsung не смогут перераспределить глобальный рынок в свою пользу. И даже если они обеспечат 5G-поставки операторам в США, Австралии и других странах, которые последуют в струе запретов на китайское телеком-оборудование, они не смогут обслужить заказчиков в каких-то иных странах. Иными словами, доля рынка Huawei и ZTE в мировом масштабе едва ли упадет (а то и вырастет, принимая во внимание их финансовый и технологический потенциал) - просто в некоторых странах китайские вендоры резко нарастят объемы поставок, нивелировав потерю американского, австралийского и нескольких других рынков.
Если говорить о России и СНГ, то Huawei и ZTE наверняка увеличат здесь рыночную долю: в последние годы сотовые операторы в этих странах покупают львиную долю оборудования у китайских вендоров. В России ситуация для Huawei и ZTE еще лучше - с учетом западных санкций и явного разворота российской политики на Восток. Выиграют и российские операторы: с потерей емкого американского рынка Huawei и ZTE однозначно будут охотнее идти на скидки и специальные условия поставок, а также проявят особое усердие в сервисе. Но сотовым компаниям в РФ стоит поторопиться с заказом оборудования 5G у Huawei и ZTE: после того как Дональда Трампа в Овальном кабинете Белого дома сменит другой президент, политика США в отношении китайских телеком-производителей может измениться.