"Газпром-медиа" скинулся на банкет
У "Газпром-медиа", вложившегося в 2017 году в сервис по доставке продуктов питания Instamart, растет интерес к подобному бизнесу. Холдинг стал крупнейшим участником инвестиционного раунда на $2 млн, который провела кейтеринговая компания Catery. Годовой оборот рынка выездного ресторанного обслуживания в России превышает $1 млрд, но его развитию мешает продолжающееся падение доходов населения.
Об инвестиционном раунде на $2 млн сервиса для заказа еды в офис и на мероприятия Catery "Ъ" рассказал его представитель. По его словам, большая часть средств была получена от "Газпром-медиа". В раунде также участвовал пул международных инвесторов, в том числе соучредитель и управляющий партнер фонда прямых инвестиций Indigo Partners LLC Билл Франке, добавил представитель Catery. В "Газпром-медиа" сообщили "Ъ", что инвестиция в Catery — часть долгосрочной стратегии по выходу на новые рынки. Связаться с господином Франке не удалось.
Участие названных инвесторов подтверждается данными ЕГРЮЛ и кипрского реестра. Владельцем ООО "Кейтери" выступает Catery International Ltd, около 69% которой принадлежит основателю сервиса Дмитрию Федорову. Еще 14,6% владеет кипрская Storyworld Entertainment Holdings Ltd, подконтрольная "Газпром-медиа". У Билла Франке в Catery International Ltd около 3%, остальное — у Дмитрия Черняка. Таким образом, исходя из доли главного участника и объема инвестиционного раунда, Catery можно оценить в более чем $10 млн.
Сервис Catery работает с 2016 года в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону. Catery сотрудничает, в частности, с "Азбукой вкуса", Subway, Cinnabon, "Хлеб насущный", Black Star Burger, Pinsa Maestrello. В числе корпоративных клиентов — Сбербанк, X5 Retail Group, Ассоциация европейского бизнеса, Nestle. Средний чек — 11 тыс. руб., в корпоративном сегменте — 12–13 тыс. руб. В декабре 2018 года месячный оборот Catery достиг $1 млн, сообщил представитель сервиса.
За счет привлеченных средств Catery планирует запустить мобильное приложение, расширить число корпоративных клиентов, а в декабре 2019 года выйти на ежемесячный оборот в $3 млн, говорит представитель сервиса. Источник "Ъ" в IT-отрасли, впрочем, указывает, что декабрьская выручка может быть непрезентативной, так как в этот период она достигает максимальных значений в году из-за новогодних праздников.
Ежегодный оборот российского рынка кейтеринга Catery оценивает в $1,2 млрд, половина приходится на корпоративный сектор. Примерно 60% заказов делается в Москве, около 20% — в Санкт-Петербурге, остальное — в других городах-миллионниках. Исполнительный директор Restcon Андрей Петраков отмечает, что на рынок кейтеринга, как и на другие, сегодня влияет продолжающееся падение доходов. По его словам, наиболее заметна экономия на подобных услугах среди частных компаний, государственных структур она касается в меньшей степени. По данным Росстата, в 2018 году реальные доходы населения сократились на 0,2%. Показатель снижается пятый год подряд, последний раз рост на 4% был зафиксирован в 2013 году.
Для кейтеринга, продолжает господин Петраков, важную роль играет число повторных обращений: за их счет бизнес может относительно спокойно существовать, набрав несколько десятков крупных клиентов. Представитель Catery утверждает, что в четвертом квартале доля повторных заказов в сервисе превысила 40% в натуральном выражении против менее 10% годом ранее.
В сфере доставки продовольствия "Газпром-медиа" ранее уже совершал сделки. В 2017 году холдинг вложил около 20 млн руб. в сервис по доставке продуктов из магазинов Instamart, сообщала газета "Ведомости". Сделка была проведена по модели media for equity: средства предназначались для рекламной кампании Instamart на площадках "Газпром-медиа".