AltegroSky усиливается на море
Группа компаний AltegroSky и ФГУП "Космическая связь" подписали соглашение об аренде оператором емкости на КА "Экспресс-АМ8". В AltegroSky уточнили, что, рассматривая вопрос о включении в сеть дополнительного спутника, компания ориентировалась прежде всего на растущие потребности заказчиков спутниковой связи в движении - морские коммерческие перевозки и рыбодобывающую отрасль. Емкость на спутнике обеспечит AltegroSky покрытие всех водных акваторий под юрисдикцией России, стран Европы и Северной Африки.
С 1 февраля 2019 г. ГК AltegroSky предоставляет спутниковые сервисы через КА "Экспресс-АМ8". Оператор провел инженерно-технические работы по расширению возможностей собственной спутниковой сети связи, модернизировав комплекс оборудования на платформе iDirect ЦУСа "Медвежьи озера".
КА "Экспресс-АМ8" (14° з.д.) - часть космической группировки "Экспресс" ФГУП "Космическая связь".
Представитель пресс-службы AltegroSky сказал корреспонденту ComNews, что с учетом расширения спутникового сегмента сети и сформированного запроса от текущих клиентов с международными маршрутами, в текущем году оператор планирует как минимум вдвое увеличить количество подключений. "Это одно из активно развивающихся направлений в нашей компании: за прошедшие два года темп прироста продуктов COTM (Communications on the move - связь на движущихся объектах - Прим. ComNews) удерживается на отметке в 50%. Мы считаем, что партнерство с глобальными операторами и владельцами ресурсов обеспечит значительный рост доли продуктов в продажах компании в ближайшем периоде", - сказал представитель пресс-службы AltegroSky.
На данный момент VSAT-сеть ГК AltegroSky базируется на семи отечественных и четырех зарубежных спутниках связи: "Ямал-401" (90° в.д.), "Ямал-402" (55° в.д.), "Ямал-300К" (183° в.д.), "Ямал-202" (49° в.д.), "Экспресс-АМ6" (53° в.д.), "Экспресс-АМ5" (140° в.д.), "Экспресс-АМ8" (14° з.д.), "Экспресс-АМ33" (96,5° в.д.), Ka-Sat (9° в.д.), Eutelsat 172B (172° в.д.), NSS-12 (57° в.д.), JCSAT-3A (128° в.д.). Общая пропускная способность сети превышает 6 Гбит/с.
Представитель пресс-службы AltegroSky сообщил, что в сети ГК AltegroSky работает несколько десятков судов. На всех предоставляется сервис спутникового интернета, передачи real-time-трафика (сводок, телеметрии, мониторинг судового оборудования), VoIP-телефонии. "За прошедший год выполнено несколько проектов по организации корпоративной сети "офис - море", где судно представляет часть локальной сети заказчика. Активно растет спрос на услугу удаленного видеонаблюдения в режиме реального времени и улучшения условий пребывания экипажа на судне: создание зон Wi-Fi с авторизированным доступом в сеть интернет, прием ТВ-каналов. Если рассматривать рынок COTM в России, то наиболее перспективным нам кажется морской сегмент. Рзвитие остальных направлений связано с большим количеством препятствий: сегмент авиации - лицензирование оборудования, его монтаж и обслуживание, запрос на глобальное покрытие; наземный транспорт - конкуренция со стороны сотовых сетей", - объясняют в AltegroSky и отмечают, что VSAT для движущихся объектов может стать драйвером для всего международного рынка VSAT, но в российском сегменте ситуация зависит от кооперации локальных игроков с операторами, имеющими глобальное покрытие.
Заместитель генерального директора по развитию АО "Газпром космические системы" (ГКС) Игорь Кот сказал, что ресурс спутников "Ямал" широко используется для услуг VSAT в движении. "Прежде всего речь идет о спутнике "Ямал-401", имеющем широкий луч в Ku-диапазоне, который покрывает практически всю территорию России. Спутник "Ямал-300К" имеет такой же луч над Тихим океаном. Panasonic Avionics и Gogo - известные провайдеры услуг связи и доступа в интернет на воздушных судах, используют большой объем ресурса на этих спутниках. Спутниковую емкость ГКС потребляет также несколько зарубежных поставщиков услуг для морских судов. ГКС рассчитывает и на то, что ресурс Ka-диапазона на готовящемся к запуску спутнике "Ямал-601" также будет востребован для такого рода приложений. Ожидается устойчивое повышение спроса на спутниковый ресурс в этом сегменте рынка благодаря увеличению количества обслуживаемых самолетов и судов, росту потребляемого трафика и новому техническому уровню оборудования, позволяющему на порядок увеличить скорость доступа", - комментирует Игорь Кот.
Менеджер по развитию бизнеса Orange Business Services в России и СНГ Алексей Афонин рассказал корреспонденту ComNews, что компания предоставляет услуги VSAT для движущихся объектов, и прежде всего на морском транспорте. Он говорит, что существующие размеры антенн VSAT (диаметры антенн от 80 см) позволяют их использовать только на крупном транспорте - морских и речных судах.
Отметим, что для поездов и самолетов используются антенны более компактных конфигураций - урезанное зеркало. Также сейчас на рынке появились новые типы VSAT-антенн - фазированные решетки. А для автотранспорта VSAT в движении не используется совсем.
"Особый интерес к VSAT сейчас у морского транспорта в связи с появлением большого количества систем мониторинга на борту судов и, следовательно, потребности передавать на берег большое количество информации в режиме онлайн. Также причины увеличения количества трафика - в распространении онлайн-приложений для экипажа, организации видеоконференций и потребности в телемедицине. Также к высокоскоростному доступу в интернет проявляют интерес и крупнейшие авиакомпании РФ. Стоит отметить, что в мире уже многие компании оснастили таким доступом свои борта, в частности Air France оснастил решением от Orange 130 самолетов. Но на российском рынке такие решения пока не сильно распространены", - рассказал Алексей Афонин.
PR-менеджер АО "РТКомм.РУ" Алексей Пентегов отметил, что группа компаний "РТКомм" предоставляет услуги VSAT в движении в первую очередь для морских и речных судов, а кроме того, для железнодорожного и автомобильного транспорта. "Зона покрытия услуги "VSAT в движении" от "РТКомм" - вся территория Евразийского континента, включая прибрежные и морские зоны. Увеличение количества запросов на подключение услуги и растущий трафик в этих каналах передачи данных позволяет нам считать услуги VSAT на транспорте востребованными, а направление бизнеса - перспективным", - говорит он.
Руководитель департамента спутниковой связи и услуг J’son & Partners Consulting Валентин Анпилогов говорит о том, что морской сегмент VSAT в предыдущие 10-15 лет являлся одним из быстроразвивающихся сегментов применения VSAT (Ku/Ka-диапазонов) для создания локальных систем ШПД на подвижных средствах. Он объясняет, что, по сути, станции VSAT создают транспортные каналы для локальных сетей ближнего радиуса действия (зачастую Wi-Fi).
"Предполагается, что тенденция роста этого сегмента сохранится в ближайшие пять-семь лет. Этот рост будет обеспечен за счет экстенсивного развития, то есть снижения цены оборудования и цены трафика, но без существенного развития технологий. Дело в том, что оптимистические прогнозы, которые в течение последних пяти лет с высокой интенсивностью публиковались в части создания дешевых плоских ФАР/АФАР (активная фазированная антенная решетка - Прим. ComNews) не оправдались. Принципиального технологического скачка не получилось. Технические и ценовые параметры сканирующих антенн компаний Kymeta, Phasor и др. могут изменить рынок, который в основном потребляет обычные полноповоротные зеркальные антенны. К примеру, цена такой механической антенны размером 0,6-0,7 м снизилась, но остается высокой и достигает $20-24 тыс., а предложение аналогичной ФАР компании Kymeta - $36 тыс. при существенно более низких технических параметрах - например, КИП такой ФАР - 0.182, против КИП механической антенны 0.65. Сегодня можно констатировать, что развитие VSAT для обслуживания подвижных средств, и морских в том числе, нельзя назвать оптимистическим, поскольку нет в ближайшей перспективе надежд на новые технологические прорывы. Развитие сопряжено исключительно со снижением цен для поддержания развития рынка, который приближается к своему насыщению. При этом особые надежды возлагаются на систему "Экспресс РВ", которая позволяет принципиально изменить подходы к созданию сканирующих антенн для VSAT. Но зона обслуживания этой системы ограничена в основном континентальной частью России, включая Арктические регионы. Соответственно, нет оснований полагать, что малообитаемые территории создадут вектор роста сегмента морского VSAT", - говорит Валентин Анпилогов.