Онлайн-кинотеатры растут на платной модели
На рынке видеосервисов по итогам 2018 г. по-прежнему лидируют онлайн-кинотеатры. В структуре их выручки пользовательские платежи составляют 65%, а 35% дохода приносит реклама. Наиболее высокими темпами в минувшем году росли доходы онлайн-кинотеатров, полученные по платной модели предоставления сервисов: их объем по итогам года составил 6,7 млрд руб. и показал рост в 50%. Такие данные привел "ТМТ-Консалтинг", подводя предварительные итоги по рынку видеосервисов за 2018 г. на форуме OTT.Future.
Окончательные данные аналитики представят весной этого года, когда все онлайн-кинотеатры подсчитают результаты деятельности за 2018 г. Генеральный директор "ТМТ-Консалтинга" Константин Анкилов привел предварительные данные по рынку онлайн-кинотеатров за 2018 г. "Многие участники рынка пока не посчитали результаты, но практика показывает, что данные останутся примерно на таком же уровне, разница может составлять несколько процентных пунктов", - сказал Константин Анкилов в ходе выступления.
По предварительным оценкам "ТМТ Консалтинга", объем рынка онлайн-кинотеатров в 2018 г. вырос на 35% и достиг 10,4 млрд руб. Наиболее высокими темпами росли доходы, полученные по платной модели. Их объем по итогам года составил 6,7 млрд руб. (рост 50%), тогда как реклама принесла 3,7 млрд руб. (рост 14%). Доля выручки, полученной в 2018 г. по платной модели, превысила 65%, а 35% выручки кинотеатры получали за счет рекламы.
Константин Анкилов отметил, что совокупная выручка онлайн-кинотеатров в 2018 г. составила около 10,4 млрд руб. на фоне 93 млрд руб., которые заработали российские операторы платного телевидения. Он добавил, что рынок платного ТВ в прошлом году увеличился в деньгах на 10% (хотя сегмент ОТТ рос быстрее). "Динамика рынка платного телевидения зависит от смелости операторов. Те, кто может себе позволить повышать тарифы, обеспечили рост и уже три года подряд драйвят рынок на фоне того, что в абонентах не прирастают. Пользовательские платежи стали доминирующим источником дохода онлайн-кинотеатров в последние два года и составляют две трети их выручки", - рассказал Константин Анкилов.
По данным "ТМТ Консалтинга", в 2018 г. лидерство на российском рынке сохранил онлайн-кинотеатр ivi (34%). Остальные участники рынка отстают более чем в два раза: Okko занял 15% рынка, Amedia - 13%, Megogo - 12%, Tvzavr - 6%, а доля прочих игроков увеличилась с 13% до 14%. Почти все игроки в 2018 г. показали рост, превышающий 30%.
Правда, коммерческий директор Tvzavr Варвара Давыдова не соглашается с данными "ТМТ Консалтинга" и утверждает, что рыночная доля Tvzavr больше 6%. "Судя по приведенным данным, у всех кинотеатров рост в 2018 г. составил около 30%, а у нас, как можно увидеть в отчете о финансовых результатах, - 40%. Данные можно проверить с помощью систем мониторинга. Наша доля в 2017 г. была больше и точно не могла упасть, если Tvzavr показал рост выше рынка", - сказала она корреспонденту ComNews.
Константин Анкилов отметил, что рыночные доли основных игроков за год почти не изменились, хотя и появились новые игроки, но они пока небольшие. По прогнозам "ТМТ Консалтинга", к 2023 г. объем рынка онлайн-кинотеатров в РФ составит около 22,5 млрд руб., при этом на доходы от их платных сервисов будет приходиться 79% выручки. Средние темпы роста рынка (CAGR) в ближайшие пять лет составят 16%.
Константин Анкилов считает, что платная модель будет оставаться для онлайн-кинотеатров ключевой и большое подспорье им окажет сотрудничество с операторами связи, которые также смогут немного нарастить доход. "Рекламная выручка продолжит расти, но гораздо более скромными темпами. В итоге, исходя из состояния рынка и ожиданий его участников, мы предполагаем, что сегмент онлайн-кинотеатров в ближайшую пятилетку покажет двузначный рост", - прогнозирует глава "ТМТ-Консалтинга".
По данным J’son & Partners, онлайн-кинотеатры лидируют на рынке видеосервисов, а главным трендом 2018 г. стало то, что на второе место вышли социальные сети.
Первым российским онлайн-кинотеатром, который огласил итоги 2018 г., стал Tvzavr. Его выручка за отчетный период составила 770 млн руб., увеличившись на 40% по сравнению с 2017 г. При этом рост доходов Tvzavr от видеорекламы составил 40%, в то время как продажи платного контента увеличились в 2,5 раза.
"В течение последних нескольких лет рост доходов от рекламной модели онлайн-кинотеатра Tvzavr опережает рыночные показатели в разы. По предварительным подсчетам, в 2018 г. мы выросли в два раза больше рынка. Кроме того, у нас значительно увеличились продажи контента, что также позитивно сказалось на общей выручке. Такой рост в первую очередь связан с увеличением монетизации Smart TV: все больше рекламодателей отдают предпочтение именно этой платформе. Важными факторами роста рекламных доходов стали приход новых клиентов, увеличение количества спецпроектов, использование новых форматов и технологий", - рассказывает Варвара Давыдова из Tvzavr.
Директор по стратегической аналитике ivi Иван Гринин, комментируя предварительные итоги "ТМТ Консалтинга", сказал, что рынок продолжает показывать стабильно высокие темпы роста, о чем можно судить по существенно усилившейся конкуренции среди основных игроков и по появлению новых. "Большую роль в развитии рынка онлайн-кинотеатров играют рост популярности и, как следствие, существенное увеличение продаж телевизоров с функцией Smart TV, повышение лояльности пользователей к легальным OTT VoD-сервисам, антипиратские инициативы, в том числе антипиратский меморандум, снижение аудитории пиратских сайтов, эксклюзивный контент, доступный только на онлайн-сервисах", - рассказал Иван Гринин.
По предварительным данным за 2018 г., выручка ivi увеличилась на 62%. "Выручка от платной модели занимает существенную часть в структуре наших доходов и показывает стабильно высокие темпы роста - причем третий год подряд. Платящая аудитория увеличилась почти в два раза и превысила 1 млн пользователей ежемесячно", - привел данные Иван Гринин.