"ВымпелКом" отказался от лишних бумаг
ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") запустило в пилотном режиме безбумажный процесс заключения договоров на услуги связи. Клиент ставит подпись на экране смартфона, планшета или эквайрингового терминала. При необходимости абонент в любой момент может распечатать копию своего договора из личного кабинета. Пилот запущен в 10 собственных и пяти партнерских магазинах "ВымпелКома" в Москве, Петербурге и Хабаровске. Ко II кварталу 2019 г. оператор планирует сделать услугу доступной во всех своих салонах.
После заполнения договора абоненту предоставляется возможность расписаться на экране электронного устройства. Подпись автоматически переносится на онлайн-договор, который хранится в информационных системах компании. Технологией уже воспользовалась 1000 клиентов.
Как заявили в пресс-службе "Билайна", с юридической точки зрения, поставленная таким образом подпись полностью эквивалентна подписи на бумажном договоре. Специалисты компании считают, что некорректного распознавания данная технология не предполагает.
Абоненты "Билайна" могут выбрать новый способ заключения договора по желанию. Делать услугу обязательной компания пока не планирует. По просьбе клиента после подписания документа ему сразу могут предоставить бумажную копию договора.
Стоимость разработки и ее внедрения в "ВымпелКоме" не раскрывают. В пресс-службе компании сообщили, что ПО создавали собственные разработчики в тандеме с партнерами. Имена соразработчиков представитель "Билайна" назвать отказался.
По его словам, технология позволяет компании сэкономить 30% рабочего времени сотрудников.
Разработка интегрирована с розничными фронт-системами "1С", системами архивного хранения и биллинговыми системами.
Исполнительный вице-президент по продажам и клиентскому сервису ПАО "ВымпелКом" Юрий Смагаринский так прокомментировал нововведение: "В 2018 г. "Билайн" удвоил количество собственных магазинов. Параллельно с этим компания стала внедрять цифровые инструменты для работы с клиентами. Эти инструменты делают процесс покупки в наших магазинах более удобным. Также они формируют условия для развития формата магазинов будущего, удобной и нативной цифровой среды, процесс покупок в которой объединяет элементы офлайн- и онлайн-шоппинга".
"Билайн" активно отстраивает собственную цифровую экосистему. Ранее для продавцов магазинов оператор запустил мобильное приложение MyBeeStore. С его помощью консультанты быстро обслуживают клиентов и автоматически формируют для них персональные предложения. Кроме того, в московских офисах тестируют систему эффективного формирования графика сотрудников, которая учитывает пики покупательской активности в салонах оператора.
Tele2 начал применять технологию безбумажного процесса заключения договоров в SIM-терминалах еще в июне 2018 г. "Основа комплекса - специализированный сканер паспортов Penta Scanner Cube, который используется в 100 странах мира. Клиент прикладывает страницу паспорта с фотографией к сканеру, который воспроизводит документ в трех диапазонах. Встроенная 3D-камера сравнивает фотографию с лицом будущего абонента. Затем клиент прикладывает к устройству вторую страницу паспорта - модуль распознает текст и заполняет договор об оказании услуг. Пользователь проверяет электронную копию документа и в случае согласия принимает условия. После этого на мониторе появляется окошко для электронной подписи. Клиент расписывается на экране, а система сверяет подпись с образцом в паспорте. Затем терминал отправляет абоненту подписанный договор через SMS и выдает SIM-карту. В будущем мы планируем внедрить электронный способ подписания договоров во всей рознице", - сообщили в пресс-службе оператора.
Менеджер по бизнес-коммуникациям корпоративного бизнеса ПАО "МегаФон" Дмитрий Лукьянчиков рассказал в беседе с корреспондентом ComNews, что электронное подписание договоров у оператора сейчас доступно для корпоративных клиентов.
"МегаФон" запустил на рынок мобильную электронную подпись. Она равнозначна собственноручной подписи на бумаге. Процесс подписания документов проходит так: пользователь получает на гаджет всплывающее сообщение, которое содержит выдержку из подписываемого документа. Абонент выбирает, отклонить документ или подписать. Для подтверждения своей личности пользователь вводит PIN-код. Также электронную подпись можно использовать для авторизации в информационных системах и идентификации граждан для получения цифровых услуг", - сказал Дмитрий Лукьянчиков.
Аналитик ГК InfoWatch Сергей Хайрук объясняет, что корректность распознавания рукописного ввода зависит от разрешающей способности устройства в большей степени, чем от особенностей софтовой части системы. "Однако на современном уровне развития технологий никаких особенных проблем с распознаванием рукописного ввода не возникает. Другой вопрос, насколько такая подпись соответствует требованиям к аналогам собственноручной подписи. Очевидно, что в электронной форме графический материал не может быть объектом экспертизы на предмет того, выполнена ли подпись определенным лицом. В этом смысле предложенное решение является скорее интересным технологическим ходом, потому что гораздо проще было бы использовать электронную подпись, как более привычный сценарий взаимодействия с потребителем", - считает Сергей Хайрук.
По словам эксперта, если речь идет о сравнении графического изображения подписи с имеющимся в базе оператора образцом, то надежность такой технологии вызывает массу сомнений. "Собственноручная подпись человека вариативна. Даже если представить, что алгоритм сравнения учитывает все возможные деформации элементов подписи, нельзя гарантировать, что система в 100% случаев распознает подлинную подпись и отличит подделку", - сказал Сергей Хайрук.
Аналитик ГК InfoWatch Андрей Арсентьев предостерегает: "Всегда есть риск мошеннического использования телефона с электронной подписью при удаленном подписании юридически значимых документов. Об этом не стоит забывать".
Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова полагает, что технология экономит время сотрудников компании, которое раньше использовалось для оформления документации вручную. Это позволяет направить время на улучшение качества обслуживания клиентов. "Кроме того, с учетом увеличения потока клиентов использование данной технологии позволит снизить расходы на бумагу и хранение документов", - сказала Анастасия Соснова.
С ней согласен аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын. "Но важнее, наверное, то, что технология представляет собой шаг на пути к биометрической идентификации клиента и автоматизации процесса покупки товаров и услуг", - сказал он.
"Технологией уже воспользовалась тысяча клиентов, каждый из которых не подписал в итоге несколько листов бумаги, что в совокупности привело к экономии 5000 руб. на бумаге и картридже. Внедрив процесс во всех своих магазинах, "Билайн" будет экономить 15-20 млн руб. в год", - подсчитал Леонид Делицын.