выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
19.11.2018

На минувшей неделе председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин, выступая с докладом на XXIII Форуме ООН по вопросам управления интернетом, который проходил в Париже, напомнил о предложениях по созданию новой международной структуры под условным названием "КиберООН". Организации, которая следила бы за соблюдением режима взаимного ненападения в цифровом пространстве.

"Хотелось бы подчеркнуть, что Российская Федерация последовательно выступает за активное обсуждение вопросов управления интернетом, и в особенности защиты от киберугроз, на площадках ООН и, в частности, на мероприятиях Международного союза электросвязи. Мы считаем, что роль государств в процессе обсуждения не достаточна, и выступаем за повышение значения государственных институтов при обсуждении чувствительных инициатив", - отметил Леонид Левин.

Очевидно, что в нынешних реалиях вопросы, связанные с киберугрозами, необходимо поднимать на всех уровнях принятия решений. Киберпространство настолько прочно пронизало все сферы жизни практически во всех странах мира, что стало неотъемлемой частью повседневной деятельности не только в быту, но и, что более важно, в функционировании инфраструктуры целых отраслей экономики. И регулирование этого "нового мира" необходимо как на уровне отдельных стран, так и на международном уровне.

В данной ситуации крайне важна выработка правил игры в таких важных вопросах, как обеспечение кибербезопасности. Ведь в нынешних условиях, к сожалению, атака на информационные системы условной АЭС способна привести к последствиям, ничуть не менее трагическим, нежели, например, совершение теракта.   

Есть и еще более важная составляющая - сохранение цифрового пространства "мирным": недопущение локальных или глобальных кибервойн. А войны эти из разряда фантастики очень быстро могут превратиться в реально существующую проблему. И наличие организации, которая следила бы за соблюдением режима взаимного ненападения в цифровом пространстве, уже не диковинное предложение, оторванное от реальности, а насущная необходимость.

Открытым, однако, остается вопрос о том, способна ли ООН в полной мере взять на себя функции по выработке соответствующих правил игры для международного сообщества.   

Как отмечается, например, в материалах расположенного в Таллине Центра передового опыта НАТО по совместной защите от киберугроз (NATO Cooperative Cyber Defence Centre of Excellence), деятельность ООН в области кибербезопасности можно рассматривать как весьма фрагментарную, поскольку эта тема рассматривается разобщенно - различными структурами ООН. В материалах Киберцентра НАТО отмечается, что ООН может принимать резолюции, но на практике большинство из них носят рекомендательный характер и не имеют обязательной юридической силы для государств-членов. По мнению Киберцентра НАТО, нет единого понимания того, как именно существующее международное право должно применяться к киберпространству, а разработка новых глобальных норм в этой области носит ограниченный характер.

Действительно, нормативное регулирование киберпространства, да еще и в такой чувствительной сфере, как кибербезопасность на международном уровне, видится задачей очень непростой, поскольку решать придется большое количество вопросов: начиная с того, возможно ли применять юридические нормы, созданные для "реального мира" в киберпространстве, и заканчивая тем, что необходимо учитывать геополитические интересы стран и регионов при условии, что киберпространство (по крайней мере большая его часть) трансгранично.

Тем не менее работа в области нормативного регулирования в структурах ООН ведется активно. И в этой области показателен недавний пример. Первый комитет Генассамблеи ООН в конце октября 2018 г. принял предложенную Россией резолюцию, в которой содержится кодекс поведения государств в интернете, включающий в себя требования соблюдать нормы Устава ООН в онлайн-пространстве, воздерживаться от любых вредоносных действий в этой сфере, а также сотрудничать для предупреждения противоправной активности. Этой же резолюцией создается рабочая группа открытого состава Генассамблеи ООН для дальнейшей выработки норм, правил и принципов ответственного поведения государств и путей их реализации.

В то же время Генассамблея ООН приняла другую резолюцию, инициированную США, согласно которой будет создана новая группа правительственных экспертов для изучения того, как международное право применяется к действиям государств в киберпространстве, и для определения путей содействия соблюдению существующих норм в области киберпространства.

Так или иначе, правила игры на международном уровне в области кибербезопасности необходимы. Остается верить в то, что ООН сможет стать органом, который выработает международные нормы взаимодействия в киберпространстве, и их примут все государства - члены этой организации. Будет ли создано "КиберООН" - вопрос открытый, но подобная структура, по крайней мере, позволила бы заинтересованным сторонам общаться на одной площадке и, насколько это возможно, договариваться (в том числе путем споров и обсуждений). Ведь даже плохой кибермир лучше хорошей кибервойны.