© ComNews
30.10.2018

Консолидированная выручка ООО "Яндекс" за III квартал 2018 г. выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39% и составила 32,6 млрд руб. Чистая прибыль выросла на 459% и составила 4,8 млрд руб. В структуре общей выручки "Яндекса" интернет-реклама составляет 80%. Выручка от ее продажи выросла на 18% по сравнению с показателем за III квартал 2017 г.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отмечает, что "Яндекс" демонстрирует высокие темпы прироста выручки и они выше, чем у его непосредственного конкурента - Mail.Ru Group. "Таким образом, отрыв этой компании в качестве очевидного лидера российского интернет-рынка сохранится. Что касается выручки, то по итогам года она превзойдет 100 млрд руб.", - дал прогноз в разговоре с корреспондентом ComNews Леонид Делицын.

"Наша выручка в III квартале выросла на 39% по сравнению с тем же периодом прошлого года - во многом благодаря такси, сервисам объявлений и экспериментальным направлениям. Выручка без учета "Яндекс.Маркета" увеличилась на 44%. "Яндекс.Драйв", наш каршеринговый сервис, стал лидером рынка в России. Мы запустили публичную облачную платформу "Яндекс.Облако", предоставив другим компаниям возможность пользоваться нашими передовыми технологиями и инфраструктурой российских дата-центров "Яндекса", - говорит операционный и финансовый директор "Яндекса" Грег Абовский.

Согласно отчету, скорректированная чистая прибыль "Яндекса" увеличилась по сравнению с аналогичным показателем за III квартал прошлого года на 157% и составила 6,1 млрд руб. Скорректированный показатель EBITDA вырос по сравнению с аналогичным показателем за III квартал 2017 г. на 88% до 10,7 млрд руб.

Выручка от продажи интернет-рекламы увеличилась на 18%. В структуре общей выручки "Яндекса" в III квартале 2018 г. она составляет 80%. Выручка от продажи интернет-рекламы включает выручку от продажи контекстной и медийной рекламы на сайтах "Яндекса" и на сайтах рекламной сети. Без учета выручки "Яндекс.Маркета" в III квартале выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 24%.

Выручка от продажи рекламы на сайтах "Яндекса" в III квартале 2018 г. увеличилась на 22% по сравнению с аналогичным показателем 2017 г. и составила 61% от общей выручки компании. Без учета выручки "Яндекс.Маркета" выручка от продажи интернет-рекламы на сайтах "Яндекса" в III квартале 2018 г. выросла на 30%.

Прочие доходы в III квартале 2018 г. увеличились по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 327% и составили 20% от общей выручки компании в III квартале 2018 г. Рост прочих доходов был связан в основном с ростом доходов сервиса "Яндекс.Такси", а также с доходами сервиса "Яндекс.Драйв", который запущен в этом году.

"Яндекс" потрясающе быстро развивается. Мы демонстрируем такие же темпы роста, как в 2012 г., когда компания была в четыре раза меньше. Успехи напрямую связаны с новыми продуктами бизнес-юнитов и особой экосистемой, которая способствует зарождению и быстрому росту новых бизнесов. Кроме того, "Яндекс" всегда привлекал по-настоящему талантливых людей. Именно они придумывают и развивают технологии будущего. В этом квартале мы снова показали прекрасные результаты. Наш сервис заказа такси активно развивался и по итогам III квартала стал прибыльным в России - на нашем ключевом рынке. Чтобы обеспечить дальнейшее развитие сегмента такси, мы продолжим инвестировать в другие сервисы этого направления - фудтех и беспилотные автомобили, а также в освоение новых рынков", - рассказывает руководитель группы компаний "Яндекс" Аркадий Волож.

По данным аналитического сервиса "Яндекс.Радар", доля "Яндекса" на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) составила в III квартале 2018 г. в среднем 55,9%, в III квартале 2017 г. она составляла 54,9%, а во II квартале 2018 г. - 56,2%. В России доля поисковых запросов к "Яндексу" на устройствах на базе Android составила в III квартале 2018 г. 49,1%, тогда как во II квартале 2018 г. она составляла 47,8%, а в III квартале 2017 г. - 41,2%

Ааналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин положительно оценивает отчетность "Яндекса" за III квартал: "Результаты оказались заметно лучше наших ожиданий и ожиданий рынка. Наибольший вклад в рост выручки продолжают вносить поисковый сегмент и сегмент такси. Выручка поиска выросла на 26% до 26,7 млрд руб., в том числе благодаря росту доли в российском поиске, особенно на платформе Android, и перераспределению рекламных бюджетов в пользу онлайн-рекламы. Выручка "Яндекс.Такси" выросла на 344% до 5,1 млрд руб. Выручка других подразделений также демонстрирует отличную динамику. Скорректированная EBITDA выросла на 88% до 10,7 млрд руб., а рентабельность скорректированной EBITDA составила 32,9% против 24,3% годом ранее, и впечатляющий результат был в том числе обеспечен низкой базой сравнения в III квартале 2017 г. Скорректированная чистая прибыль увеличилась на 157% до 6,1 млрд руб., благодаря высокому росту скорректированной EBITDA и низкой базе сравнения в III квартале 2017 г.".

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Валерий Безуглов говорит, что "Яндекс" продемонстрировал сильные результаты в отчетности за III квартал 2018 г. "Выручка компании увеличилась на 39%. Рыночная доля поисковика в сопоставлении год к году расширилась с 54,9% до 55,9% (Google - 40,9%). На 5% повысилась средняя стоимость клика. Существенный рост продемонстрировал сегмент "Яндекс.Такси" с учетом СП с Uber. Скорректированная чистая прибыль всего холдинга выросла на 157%", - комментирует Валерий Безуглов.

Леонид Делицын считает, что возможных направлений роста у "Яндекса" много, поскольку до сих пор 80% выручки компания получает от контекстной рекламы в интернете. "Удачными проектами пока были только "Яндекс.Такси" и совместное предприятие со Сбербанком на основе "Яндекс.Маркета", которое, видимо, будет одним из трех лидирующих маркетплейсов в России. Рынки такси и электронной коммерции хороши тем, что они еще в достаточной степени не освоены. Несмотря на то что в крупных городах сервисы такси популярны и многие уже вызывают такси при помощи смартфонов, за пределами столицы, особенно в маленьких городах, сервис присутствует слабо, поэтому пока менее 20% всех заказов такси приходятся на онлайн-заказы. Таким образом, этот рынок еще обладает колоссальным потенциалом роста. Что касается рынка электронной коммерции, то лишь около трети россиян сейчас делают покупки в интернете, а в перспективе это будут те же 70%, что пользуются интернетом. Это рынок, на котором очевиден потенциал роста", - поясняет Леонид Делицын.

Отметим, что выручка "Яндекса" по сегменту электронной коммерции, согласно отчету компании, за девять месяцев 2018 г. снизилась на 52% по отношению к аналогичному периоду в 2017 г. (данные за III квартал не анализировались). При этом показатель выручки в сегменте электронной коммерции включает выручку "Яндекс.Маркета" до 27 апреля 2018 г. Отдельно показатель выручки "Яндекс.Маркета" в III квартале 2018 г. вырос на 71% по отношению к аналогичному периоду 2017 г. За девять месяцев 2018 г. показатель увеличился на 27%. Данные демонстрируют эффективность отдельно взятого продукта "Яндекс.Маркет" в сегменте электронной коммерции компании.

Относительно сегмента такси пресс-служба "Яндекса" сообщает, что количество поездок выросло на 131% по сравнению с показателем за III квартал 2017 г. Это количество поездок включает поездки Uber за полный III квартал 2018 г. Выручка по сегменту такси, согласно отчету, выросла за III квартал 2018 г. на 344% по отношению к аналогичному периоду 2017 г.

Леонид Делицын уверен, что после публикации отчетности рынок акций отреагирует позитивно, небольшим ростом.

"Недавно акции "Яндекса" претерпели сильное падение, которое связывали с возможной покупкой Сбербанком акций "Яндекса". Хотя до сих пор непонятно, чем плохо будет вхождение Сбербанка. Опасение санкций бессмысленно, поскольку "Яндекс" не представлен на зарубежных рынках и практически весь бизнес компании находится в России. Но поскольку по этой, не до конца понятной причине акции сильно упали, рынок показывает, что никакие действия менеджмента "Яндекса", никакие его собственные успехи обычно не ведут к значительному росту акций. Акции "Яндеса" могут расти только в двух случаях - если растут акции Google, Amazon, Facebook и всего остального западного хайтека. Потому что при этом инвесторы решают, что неплохо бы приобрести еще что-нибудь с развивающихся рынков, и в качестве таких акций берут "Яндекс". Вторая причина для роста - когда создается какой-то новый крупный проект, как "Яндекс.Такси", совместное предприятие с Uber, которое сразу было оценено владельцами почти в $4 млрд. Когда инвесторы читают такие новости, они понимают прямую выгоду и покупают акции "Яндекса". Квартальный отчет является слабым сигналом для роста акций, тем не менее я ожидаю, что рост акций на 3-5% вполне возможен в ближайшую неделю. Я думаю, что дальше падать акции не будут. Объективно акции "Яндекса" стоят дороже, чем то дно, которое они нащупали недавно", - рассказывает Леонид Делицын.

Валерий Безуглов говорит, что за последнюю неделю акции "Яндекса" обвалились на Мосбирже почти на 25% - с 2320 руб. до 1760 руб. "Негативная динамика была вызвана новостями о том, что Сбербанк может стать одним из крупнейших акционеров поисковика с вероятной долей голосующих акций не менее 30%, что позволило бы госбанку получить фактический контроль над компанией. Эта перспектива не устроила многих инвесторов, поскольку подобная сделка, по их мнению, нарушает идеологию поисковика, а также влечет за собой санкционные риски, так как Сбербанк несет их наравне с другими госбанками. Тем не менее никаких подтверждений планов по проведению этой сделки участникам рынка представлено не было. Более того, сооснователь "Яндекса" Аркадий Волож заявил, что не намерен продавать свою долю в компании и планирует руководить ею и в дальнейшем. Он также добавил, что "Яндекс" постоянно получает предложения о вхождении в капитал от третьих лиц", - напоминает Валерий Безуглов. Он также отмечает, что получить контроль голосов в поисковике в связи с устройством его акционерного капитала, который представлен двумя типами акций - A (с правом одного голоса) и B (с правом на 10 голосов), - не так-то просто.

"В настоящий момент 85,24% акций класса B принадлежат Аркадию Воложу, 8,45% - Владимиру Иванову, 6,31% - другим акционерам. Таким образом, владельцы акций класса B - сооснователи и первые сотрудники "Яндекса" - владеют 57% голосующей доли. Согласно уставу, данные акции не могут быть переданы или проданы третьим лицам, включая наследников. Таким образом, Сбербанк мог бы выкупить вероятную допэмиссию акций класса А, что не обеспечило бы ему даже блокирующую долю, так как размер допэмиссии по уставу ограничен 20%. Другим вариантом вхождения в капитал для банка стала бы скупка с рынка огромного пакета акций, что положительно повлияло бы на их котировки. На текущий момент акции поисковика прибавляют более 8%, так как инвесторы положительно оценили результаты отчета и переоценили негатив со стороны Сбербанка, сделка с которым может и не состояться вовсе. Наиболее вероятно, что акции "Яндекса" достигнут 2200-2400 руб. уже в ближайший месяц, отыграв спекулятивный провал", - прогнозирует Валерий Безуглов. 

Артем Михайлин ожидает хороших результатов от "Яндекса" и в lV квартале. "Прогнозы компании на этот год подверглись пересмотру. И теперь ожидается, что темпы роста выручки сегмента "поиск и портал" составят 21-23% по сравнению с предыдущим годом, а темпы роста суммарной выручки - 35-38%. Основные драйверы роста, скорее всего, останутся прежними - рост выручки сегментов "такси" и "поиск". Инвесторы отреагировали в целом позитивно, и акции интернет-компании выросли после публикации отчетности", - подводит итог Артем Михайлин.