У Mail.Ru Group неоднозначные результаты
Совокупная сегментная выручка Mail.Ru Group за девять месяцев 2018 г. выросла на 29,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 51,12 млрд руб. При этом Mail.Ru Group повысила прогноз до конца года. Компания ожидает, что рост на сопоставимой основе составит не 26-30%, как считали ранее, а 28-30%, что соответствует выручке в 72,7-73,8 млрд руб.
Mail.Ru Group представила отчет за III квартал и первые девять месяцев 2018 г. Компания демонстрирует рост выручки в III квартале на 32,4% по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года и на 29,8% по сравнению с девятью месяцами прошлого года. При этом из отчетности компания исключила совместное предприятие Pandao, квалифицированное как "актив для продажи".
В III квартале 2018 г. чистая прибыль компании снизилась на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 2,7 млрд руб. За первые девять месяцев 2018 г. чистая прибыль компании снизилась на 22,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 7 млрд руб.
В III квартале 2018 г. показатель EBITDA вырос на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 4,3 млрд руб. За девять месяцев 2018 г. EBITDA снизилась на 0,9% по сравнению с тем же показателем прошлого года и составила 13,2 млрд руб.
"В III квартале мы продолжили инвестировать в развитие ряда наших проектов, особенно в О2О-инициативы, где мы видим большие перспективы роста. В настоящее время данные проекты не вышли на самоокупаемость, но общее влияние на показатель EBITDA оказалось несколько меньше, чем в первом полугодии. В результате показатель EBITDA в III квартале 2018 г. на сопоставимой основе вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 4,3 млрд руб.", - говорит генеральный директор Mail.Ru Group в Росссии Борис Добродеев, комментируя результаты деятельности компании.
Рост выручки наблюдался, в частности, за счет рекламы. Выручка от подразделения "ВКонтакте" увеличилась на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 4,4 млрд руб. "В сфере рекламы продолжается перераспределение бюджетов в пользу мобильной рекламы, в особенности рекламы в соцсетях. В III квартале 2018 г. эта тенденция осталась неизменной. Ее поддерживают крупные офлайн-бренды, малый и средний бизнес, которые переходят в онлайн-сегмент и проводят цифровизацию своего бизнеса. Мобильные промопосты в соцсетях, в том числе видеопосты, - по-прежнему самый быстрорастущий сегмент рекламы, и активность рекламодателей "ВКонтакте" и "Одноклассников" продолжает повышаться. По итогам II квартала 2018 г. мы заявили, что будем близки к удвоению выручки 2016 г. уже по итогам 2018 г. Сейчас мы подтверждаем данный прогноз, а также ожидаем, что сможем еще раз удвоить выручку "ВКонтакте" в следующие три-четыре года", - говорит председатель совета директоров Mail.Ru Group Дмитрий Гришин.
В III квартале 2018 г. выручка от ММО-игр сохранила наблюдавшуюся в первом полугодии динамику и выросла на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Борис Добродеев говорит, что компания продолжает диверсифицировать портфель игровых продуктов, максимально расширяя его, развивая международную дистрибуцию и выпуская версии для различных платформ. "В III квартале выручка на международном рынке составила 64% всей выручки от MMO-игр, при этом нашими крупнейшими рынками за пределами России стали США, Германия и Япония. Таким образом, на данный момент доля международной выручки от игр в общем объеме выручки компании составляет 21%", - приводит данные Борис Добродеев.
Большие надежды Mail.Ru Group возлагает на партнерство с Alibaba, РФПИ и "МегаФоном". "В сентябре было объявлено о создании нового стратегического партнерства с этими компаниями для формирования альянса социальной коммерции в России и других странах СНГ. Новая платформа станет ведущим трансграничным маркетплейсом и продолжит дальнейшее расширение на внутреннем рынке электронной коммерции. Мы будем использовать наши инструменты дистрибуции для привлечения трафика и пользователей на новую платформу. Мы также намерены интегрировать новую платформу в социальные сети. С момента объявления о сделке в сентябре переговоры продолжаются с позитивной динамикой, и мы по-прежнему полагаем, что сделка будет закрыта в I квартале 2019 г.", - сообщает Дмитрий Гришин.
Mail.Ru Group также ожидает прироста выручки от Delivery Club и "Юлы". Борис Добродеев отмечает, что в III квартале все операционные показатели Delivery Club, как и ранее, активно росли. "Среднемесячная аудитория сервиса на мобильных устройствах увеличилась более чем на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а количество подключенных ресторанов превысило 7000. На фоне продолжающегося роста количества заказов выручка в III квартале выросла на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 0,43 млрд руб. Мы ожидаем, что в IV квартале темпы роста продолжат увеличиваться. Мы продолжаем инвестировать в Delivery Club и планируем реинвестировать часть средств от Pandao в партнерскую сеть. В III квартале средняя дневная аудитория "Юлы" продолжила уверенный рост, а количество объявлений достигло 25,8 млн. С точки зрения монетизации "Юла" представила новые варианты продвижения объявлений в рамках соответствующих категорий товаров и запустила рекламу в веб-версии сервиса. В IV квартале мы планируем расширить функциональность вертикалей и запустить новые инструменты для профессиональных продавцов. Мы ожидаем, что это также позволит увеличить выручку сервиса", - рассказал Борис Добродеев.
"Мы также объявляем о том, что рассматриваем возможность создания новой платформы O2O-коммерции и локальных сервисов, которые выстроены вокруг, но не ограничиваются нашими сервисами доставки еды и классифайдами. Мы рассмотрим варианты кристаллизации стоимости этих активов через выстраивание еще более плотного взаимодействия между этими бизнесами, а также поиск дополнительной синергии со всей экосистемой Mail.Ru Group. В III квартале 2018 г. наблюдался значительный рост выручки как ключевых, так и новых сервисов. Мы ожидаем, что выручка от рекламы и игр продолжит демонстрировать значительный рост в IV квартале", - подвел итог Дмитрий Гришин.
Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин считает, что Mail.Ru Group представила неоднозначные результаты. "С одной стороны, продолжается быстрый рост выручки, который опережает прогнозы, с другой - EBITDA и рентабельность уже несколько кварталов подряд оказываются ниже ожиданий. Тем не менее менеджмент компании уверен в достижении целевых показателей в этом году и поднял прогнозы по выручке и EBITDA, что привносит некоторый позитив. Выручка в III квартале увеличилась на 32,4% до 17,75 млрд руб. и превзошла наш прогноз в 17,5 млрд руб. Способствовал этому значительный рост рекламных доходов на 38% до 7,7 млрд руб. и рост игрового направления. Скорректированный EBITDA на сопоставимой основе вырос только на 6,3% до 4,35 млрд руб., значительно отстав от нашего прогноза в 5 млрд руб. Подобный результат стал следствием продолжающихся инвестиций компании в различные проекты, в частности в O2O-инициативы. Рентабельность по EBITDA игрового подразделения опустилась до 5,4% вследствие значительных расходов на рекламу и продвижение, что также повлекло значительное снижение общей рентабельности", - прокомментировал Артем Михайлин.
Он добавил, что в следующем квартале "Велес Капитал" ожидает дальнейшего быстрого роста выручки и улучшения рентабельности за счет исключения Pandao из финансовых результатов и снижения расходов на продвижение и рекламу.
Аналитик ИК "Фридом Финанс" Валерий Безуглов говорит о том, что менеджмент Mail.Ru Group представил положительный прогноз на вторую половину года, что связано с ускорением роста выручки "Юлы" и Delivery Club и с тем, что годовая EBITDA группы достигнет 22-22,5 млрд руб. "Несмотря на положительные результаты квартального отчета, текущие оценки компании остаются завышенными при EV/EBITDA на уровне 18,6. Бизнес "Яндекса", на наш взгляд, остается более привлекательным относительно монетизации собственных сегментов бизнеса, несмотря на новости о потенциальном увеличении доли Сбербанка в уставном капитале поисковика. В этой связи Mail.Ru не является приоритетной компанией в ИТ-секторе", - считает Валерий Безуглов.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын говорит, что в данный момент курс акций Mail.Ru Group на Лондонской бирже показывает снижение на 5,3%, что может быть связано как с общим негативом на фондовых рынках (Dow Jones снизился вчера на 8,4% по сравнению с началом этого месяца), так и с отсутствием роста показателей прибыли. На его взгляд, на данном этапе для компании важнее всего рост выручки на 32,4% по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года и на 29,8% - по сравнению с девятью месяцами прошлого года.
"Mail.Ru Group все еще заметно уступает в выручке другому игроку российского интернет-рынка - "Яндексу", и разрыв можно сократить лишь при достаточно высоких темпах роста. Эти темпы компании удается выдерживать. Что касается снижения EBITDA и чистой прибыли по сравнению с предыдущим годом, то, на мой взгляд, это имеет сейчас не столь важное значение. Хотя те, кто покупает акции на срок менее трех лет, наверняка считают иначе", - рассказал Леонид Делицын.
Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин отмечает, что выручка Mail.Ru Group превзошла ожидания рынка, однако EBITDA и чистая прибыль оказались хуже ожиданий по причине по-прежнему высоких расходов на продвижение игр и маркетплейсов - Delivery Club и "Юлы". "При этом менеджмент немного улучшил прогноз по показателю EBITDA на 2018 г., что подразумевает значительное снижение маркетинговых расходов в IV квартале 2018 г. Стоит отметить, что рост выручки "ВКонтакте" замедлился по сравнению с первым полугодием: в III квартале рост составил 45% против 60% в первом полугодии, из-за внедрения новых инструментов монетизации в III квартале 2017 г. При этом рентабельность "ВКонтакте" несколько улучшилась, что объясняется снижением среднего уровня комиссии в партнерской сети "ВКонтакте". Также стоит обратить внимание на намерение Mail.Ru Group выделить Delivery Club и "Юлу" в отдельную бизнес-единицу, что должно помочь более гибко управлять активами и дать возможность привлекать внешние инвестиции для финансирования дальнейшего роста", - считает Сергей Либин.
Говоря о драйверах роста, Артем Михайлин предположил, что в будущем ими, скорее всего, останутся игры и социальные сети (по большей части "ВКонтакте"), так как эти направления все еще сохраняют значительный потенциал. Он отметил, что постепенно сервисы доставки еды и классифайды также смогут внести заметный вклад в рост финансовых показателей.
Леонид Делицын считает, что главным драйвером роста для Mail.Ru Group в ближайший год станет работа на рынке электронной коммерции вместе с партнерами по AliExpress Russia. "Во-первых, лидирующий маркетплейс сможет диверсифицировать доходы компании. Во-вторых, вероятно, станет приложением для алгоритмов машинного обучения и обработки больших данных, в которых компания добилась значительных успехов. В-третьих, электронная коммерция сейчас - один из немногих рынков, где продолжается органический рост", - резюмирует Леонид Делицын.