Большие данные как "цифровой хлеб"
На минувшей неделе было объявлено о создании Ассоциации участников рынка больших данных, в которую вошли крупные интернет- и телеком-компании, а также банки. Новое объединение ставит перед собой цель создать условия для развития технологий и продуктов в сфере больших данных в России. Однако не исключено, что на деле такой союз гигантов может создать необходимые условия для монополизации и монетизации данных, собранных в руках участников ассоциации.
Выступая на форуме "Открытые инновации" в "Сколково" 16 октября, заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов среди ключевых направлений в сфере построения цифровой экономики назвал регулирование доступа к данным. "Важно обеспечить недискриминационный доступ к данным, - подчеркнул он в своей речи. - В частности, данные государства, в том числе данные из государственных информационных систем не могут быть основой конкурентного преимущества игроков. Создание монопольных государственных вертикально интегрированных холдингов, которые имеют монопольный доступ к данным, - не очень хорошо для цифровой экономики".
Примечательно, что буквально на следующий день стало известно об образовании Ассоциации участников рынка больших данных. Среди участников ассоциации значатся ПАО "МегаФон", Mail.Ru Group, АО "Тинькофф Банк", ООО "Яндекс", ПАО "Сбербанк" и компания oneFactor. Объединение ставит перед собой амбициозную цель - создать условия для развития технологий и продуктов в сфере больших данных в России.
Обращает на себя внимание состав участников: практически все они - крупные компании. При этом в капитале большинства участников ассоциации, как и у многих российских крупных компаний, прямо или косвенно участвуют госструктуры. "МегаФон" почти на 19% принадлежит Газпромбанку (ПАО "Газпром" имеет 30% акций банка, а "Газпром" подконтролен государству). Как известно, "МегаФон" владеет частью акций Mail.Ru Group. В свою очередь, у государственного Сбербанка есть "золотая акция" "Яндекса" (которая позволяет блокировать значимые для компании действия, такие как продажа большой доли уставного капитала или крупных активов и совершение значимых покупок). Более того, согласно недавней неофициальной информации, обсуждался выкуп Сбербанком 30% акций "Яндекса".
Единственный крупный частный партнер в списке участников ассоциации - это Тинькофф Банк. Исключение составляет и компания oneFactor, которая занимается разработкой облачных сервисов и автоматизацией интеллектуального труда на основе технологий машинного и глубокого обучения. Однако в образованную выходцами из "МегаФона" Михаилом Дубиным и Романом Постниковым компанию oneFactor в апреле 2017 года, по данным РБК, группа USM Алишера Усманова и партнеров инвестировала $2 млн. А сам Михаил Дубин был связан не только с "МегаФоном", в котором занимал пост первого заместителя генерального директора по стратегическому развитию, но и со Сбербанком, в котором трудился с 1999 по 2008 год, занимаясь финансированием телекоммуникационных проектов. Получается, что и компания oneFactor в списке вовсе не чужая.
Закрадывается подозрение, что Ассоциация участников рынка больших данных, в составе которой практически все участники являются представителями крупного бизнеса, создана для того, чтобы закрепить монопольное право пользования данными. Ведь гиганты, как правило, объединяются для того, чтобы отстаивать свои интересы в той или иной сфере.
В качестве примера можно вспомнить появление Cоюза операторов мобильной связи ЛТЕ (LTE Union). Его создали четыре оператора - МТС, "МегаФон", "Билайн" и Tele2. Неофициальной целью объединения было намерение получить как можно больше частотных диапазонов для создания сетей LTE, а главное - недопуск к этому частотному ресурсу других игроков. В теории многие игроки могли поучаствовать в распределении частот. Однако "большая четверка", разумеется, была против, поскольку не хотела разрушения олигополии. В итоге никто кроме "большой четверки" не получил федеральных частот LTE в России. И лишь несколько региональных сотовых операторов позднее получили право переиспользования GSM-частот в полосе 1800 МГц для строительства сетей LTE.
Объединившиеся в новоиспеченную Ассоциацию участников рынка больших данных компании уже накопили критический объем данных. И не исключено, что такой союз необходим для того, чтобы не подпустить никого к информации, собранной "непосильным трудом". Ведь возможность предлагать обработанные большие данные малому и среднему бизнесу, а также крупным корпорациям и государству, является неплохим способом монетизации для гигантов. Тем более что телеком- и ИТ-компании, как и банки, уже давно ищут способы расширить ассортимент предлагаемых услуг в надежде на рост доходов.
По сути, каждый бизнес имеет базу данных о клиентах. И это не только их паспортные данные, но и повседневные траты, маршруты, предпочтения и даже медицинские заболевания. Компании хотят знать о нас все: от любимого корма для попугайчика до уровня артериального давления. Очевидно, что, имея перед глазами цифровой портрет каждого клиента, компания сможет "угадать", в чем мы нуждаемся, и тут же, например, намекнуть нам контекстной рекламой, где это можно купить.
Не зря в мире активно набирает обороты концепция B2M (Business-to-Me). Формации B2C, B2B, B2G, B2O постепенно заменит одна - B2M. В центре этой экосистемы стоит конкретный пользователь с его персональными потребностями и желаниями. Бизнес и государство изучают его предпочтения, а затем делают ему персонализированные и своевременные предложения. Но для того чтобы эта идеология стала реально работающим инструментом, нужны данные - своего рода "цифровой хлеб" для компаний. Однако есть риск, что в России этот "хлеб" застолбят за собой единичные крупные игроки, близкие к государству, а все остальные компании будут жить "впроголодь" и надеяться на крошки данных с барского стола.