© ComNews
10.10.2018

Специалисты юридической фирмы "Клифф" проанализировали имеющиеся и готовящиеся законы, а также судебную практику относительно инвесторов в блокчейн-проекты в РФ. Руководитель судебной практики компании "Клифф" Елена Кузнецова озвучила рекомендацию компании заниматься этим бизнесом в юрисдикциях, где уже действует жесткая регуляция, то есть вне пределов юрисдикции РФ.

Вчера на бизнес-завтраке "Защита прав инвесторов в блокчейн-проекты", организованном юридической фирмой "Клифф", специалисты компании представили анализ законопроектов (находящихся в той или иной стадии принятия), направленных на регулирование цифровых активов в РФ. Помимо обзора состояния законодательства в области криптовалют, директор гражданско-правового департамента юридической фирмы "Клифф" Константин Потапов и руководитель судебной практики "Клифф" Елена Кузнецова проанализировали первую судебную практику и провели сравнительный обзор с законодательством других стран.

Елена Кузнецова обратила особое внимание на проект ФЗ "О цифровых финансовых активах", в котором говорится об идентификации пользователя для работы с цифровыми активами. По мнению Елены Кузнецовой, формулировки закона, скорее всего, означают, что будет разработана некая цифровая платформа для идентификации пользователя, возможно, по аналогии с порталом Госуслуг. В результате производить операции, подобные переводу криптовалюты в фиат, можно будет только через официально зарегистрированный аккаунт, закрепленный за конкретным пользователем.

Обзор состояния законодательства РФ в области криптовалют, по данным компании "Клифф", включает в себя четыре федеральных законопроекта.

Проект ФЗ "О внесении изменений в части I, II, IV ГК РФ" принят в первом чтении 22 мая 2018 г. Здесь в состав объектов гражданских прав вводятся "цифровые права". "Права на объекты гражданских прав, за исключением нематериальных благ, могут быть удостоверены совокупностью электронных данных (цифровым кодом или обозначением), существующей в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, при условии, что информационные технологии и технические средства этой информационной системы обеспечивают лицу, имеющему уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению, возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав. Указанные цифровой код или обозначение признаются цифровым правом", - говорится в законопроекте.

Законопроект также вводит понятие "цифровые деньги". "Цифровыми деньгами может признаваться не удостоверяющая право на какой-либо объект гражданских прав совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), созданная в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, и используемая пользователями этой системы для осуществления платежей", - говорится в законопроекте. При этом, согласно законопроекту, цифровые деньги не обязательны к приему при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации, однако в случаях и на условиях, установленных законом, могут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства.

Второй проект ФЗ - "О цифровых финансовых активах" принят в первом чтении 22 мая 2018 г. Целью данного законопроекта стало регулирование отношений, возникающих при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов. Данный законопроект устанавливает, что оператор обмена цифровых финансовых активов - это юридические лица, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с ФЗ "О рынке ценных бумаг" или ФЗ "Об организованных торгах". Майнинг признается предпринимательской деятельностью (с соответствующим статусом субъектов и последствиями). ФЗ определяет, что смарт-контракт - это договор в электронной форме с автоматическим исполнением при наступлении определенных условий. Выпуск токенов, согласно данному ФЗ, должен сопровождаться публикацией инвестиционного меморандума, оферты, а также заключением договоров, в том числе смарт-контрактов. Понятие "бенефициарный владелец" используется в значении ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Законопроект также регулирует обращение цифровых финансовых активов. "Сделки по обмену токенов на рубли, иностранную валюту производятся только через оператора обмена цифровых финансовых активов", - говорится в законопроекте.

Законопроект "О цифровых активах" также говорит об идентификации пользователя. "Цифровой кошелек открывается оператором обмена цифровых финансовых активов только после прохождения процедур идентификации его владельца в соответствии с ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Третий ФЗ - "О системе распределенного национального майнинга" внесен в Госдуму 25 января 2018 г. Целью закона является регулирование процесса использования вычислительных мощностей, принадлежащих физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, для осуществления производства национального цифрового финансового актива.

Данный закон вводит понятие "крипторубль" - цифровой финансовый актив (криптовалюта), являющийся законным средством платежа, а также регистрацию пользователей в системе "Распределенный реестр цифровых транзакций".

"Пользователи должны быть зарегистрированы с использованием единой системы идентификации и аутентификации, применяющейся для доступа к государственным информационным системам", - говорится в законопроекте. Деятельность оператора обмена цифровых финансовых активов регулируется уполномоченными органами.

Четвертый проект - ФЗ "Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)". Цель законопроекта - регулирование отношений по привлечению инвестиций коммерческими организациями или ИП с использованием информационных технологий посредством инвестиционных платформ. Законопроект определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинг). Данный законопроект определяет способы вложения инвестиций - предоставление займов, приобретение ценных бумаг, приобретение доли участника, приобретение токенов инвестиционного проекта.

Согласно законопроекту, приобретая токен, инвестор может приобрести следующие права: права требования из договора займа, предоставленного лицу, привлекающему инвестиции, права требовать передачи ценных бумаг при их размещении, права требовать передачи имущества, исключительных прав, а также права требования выполнения работ и оказания услуг. Также данный законопроект устанавливает, что оператор инвестиционной платформы не отвечает перед инвесторами по обязательствам лица, привлекающего инвестиции.

Помимо этого, законопроект о краудфандинге вводит ограничение на сумму инвестиций. "Общая сумма инвестиций, привлекаемая одним лицом, в течение календарного года не может превышать 2 млрд руб.", - указано в законопроекте.

Елена Кузнецова также рассказала об общих трендах и рисках инвесторов, которые компании "Клифф" удалось проследить в ходе разбора правоприменительной практики. Как сообщила эксерт, регулятор не контролирует рынок ICO, а тем более ICO, проводимые за границей. При майнинге отсутствует формально обязанный субъект. По словам Елены Кузнецовой, соблюдение прав владельцев токенов не гарантируется законами, инвесторы не имеют правовых оснований для взыскания убытков с эмитента и не способны обязать совершить его какие-либо действия.

Елена Кузнецова также отметила недостаточную информированность инвесторов. Участники ICO могут не получить от эмитентов полные и достоверные сведения об их деятельности и намерениях. При этом юрист отметила факт признания криптовалютных инвестиций на уровне практики предпринимательской деятельностью, а значит, деятельностью, носящей рисковый характер. Общей тенденцией также является признание криптовалют объектом гражданских прав. Она также добавила к лидирующим трендам отсутствие практики по квалификации смарт-контрактов.

В качестве общей рекомендации по результатам анализа правоприменительной практики Елена Кузнецова посоветовала инвесторам совершать все действия, связанные с криптовалютами, через юридическое лицо. По ее словам, проще добиться рассмотрения дела в Арбитражном суде при спорных ситуациях в тех случаях, когда обе стороны являются юридическими лицами.

"Сейчас мы пока не видим, чтобы кто-то сверху торопил законодателей. После мая были летние каникулы, они уже закончлись, но Госдума не продолжает активно этим вопросом заниматься, как-то все замяли. Возможно, сейчас этот вопрос рассматривается во внутренних комиссиях, с подключением центра частного права при президенте РФ, но подвижек пока я не вижу. Как в мае все застыло - а в контексте краудфайдинга - еще в марте, - так ничего и не видно", - рассказала Елена Кузнецова.

По ее словам, сейчас проявляют активность только органы исполнительной власти, которые регулярно пишут разъясняющие письма, - Федеральная налоговая служба, Министерство финансов, Центробанк. "При защите своих прав в суде можно пытаться сослаться на эти документы, но никакой жесткой силы они не имеют и построить решения, опираясь только на них, суд не сможет", - поясняет Елена Кузнецова. Она отметила, что такие письма могут разве что помочь с общим пониманием проблемы. "Поэтому мы даем универсальный совет: если хотите сейчас зайти в этот бизнес, то заходить надо в тех юрисдикциях, где уже есть правила, то есть не в России", - подчеркнула Елена Кузнецова.

Как рассказал советник председателя правления ассоциации "Финансовые инновации" Мурад Салихов, идея создания криптовалют заключалась в попытке уйти от традиционных контролируемых государством денег. "В итоге все вернулось к тому, что заработок идет в криптовалюте, а все равно выводится в традиционные деньги государств", - отметил он.

Мурад Салихов также высказал мнение относительно идентификации пользователя, прописанной на данный момент в ФЗ "О цифровых финансовых активах": "Данный проект, направленный на идентификацию, защищает государство от отмывания денег, от угрозы финансирования терроризма. Для криптовалют это, конечно, не так позитивно, так как их основная идея заключалась во многом в анонимности, а вот для блокчейн-технологий, для бизнеса это не несет угрозы, так как позволит заниматься проектами легально, выводить деньги легально, а для государства еще плюс в виде дополнительных налогов. Единственное, что не все участники криптовалютного рынка захотят выйти из тени, а предпочтут остаться вне закона на свой страх и риск".

В пресс-службе Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) пояснили, что законопроекты, которые были проанализированы компанией "Клифф", на данный момент активно дорабатываются. С мая по настоящее время рабочая группа, в состав которой входят в том числе представители РАКИБ, трудится над совершенствованием этих законопроектов. "С высокой долей вероятности во втором чтении ФЗ "О цифровых финансовых активах" будет существенно скорректирован в сторону его совершенствования", - подчеркнули в пресс-службе РАКИБ.

"Но главный вывод, который делают представители фирмы "Клифф", о том, что лучше заниматься криптоинвестициями не в юрисдикции России, к сожалению, верен. В той редакции, в которой законопроекты прошли первые чтения, законодательство не создает никаких условий для того, чтобы сделать в России благоприятные условия для развития цифровых активов", - добавили в пресс-службе РАКИБ.