Роман Рожков
24.09.2018

Экс-топ-менеджер "Ашана" Таймураз Агаризаев и региональный дистрибутор брендов Unilever, Ferrero и Efco Гамлет Заргарян инвестировали в онлайн-систему управления грузоперевозками Vezubr. Объем рынка коммерческих грузоперевозок в России оценивается в 1 трлн руб. и начинает "уберизироваться": цифровые онлайн-платформы пытаются вытеснить серых перевозчиков.

Платформа Vezubr закрыла новый инвестраунд, рассказал "Ъ" совладелец компании Торгом Ширинян. В нем приняли участие бывший топ-менеджер "Ашана" Таймураз Агаризаев и дистрибутор брендов Unilever, Ferrero и Efco Гамлет Заргарян, которые подтвердили эту информацию, отказавшись раскрыть размер инвестиций. Господа Агаризаев и Зарганян стали владельцами 20% ООО "Логософт", которое управляет Vezubr, все текущие акционеры остались в составе учредителей. Как утверждают партнеры, проект был оценен в 3,5 раза выше, чем в ходе первого инвестраунда в октябре 2017 года, когда в компанию инвестировал господин Ширинян, совладелец производителя овощных консервов Lutik Group (сейчас, по данным "СПАРК-Интерфакс", у него 40,8% ООО "Логософт").

Пока сервис только планирует начать операции, а зарабатывать собирается за счет комиссии с перевозчика в размере 10–15%. Инвестиции будут направлены на разработку ряда нововведений — в частности, технологии единого тарифа, который позволит грузовладельцам заранее получать точный прогноз по стоимости предстоящей перевозки по аналогии с агрегаторами такси, а также системы приоритизации и диспетчеризации заказов на основе искусственного интеллекта и машинного обучения. По оценке Vezubr, потенциальное количество грузовых коммерческих автомобилей и водителей, которые могут использовать систему, в Московском регионе составляет 100 тыс., а по России в целом — 2,5 млн.

Рынок грузоперевозок с помощью онлайн-платформ в последние годы привлекает внимание инвесторов. В октябре 2016 года сервис Deliver.ru получил $5 млн на технологическое развитие и международную экспансию от A&NN Group Александра Мамута и Amereus Group акционера "Русской аквакультуры" Максима Воробьева, а в июне 2017 года — $3 млн от фонда Inventure Partners. В мае 2017 года логистический оператор КПД за 120 млн руб. приобрел контроль в онлайн-сервисе GroozGo, а Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) вместе со Львом Гориловским вложили 25,8 млн руб. в платформу Expeditor.Pro.

Инвестиционный менеджер ФРИИ Яков Коп считает, что объем инвестиций в Vezubr может достигать "нескольких миллионов долларов". "Финансирование пойдет на разработку новой версии ПО, содержание разработчиков, команды продаж и маркетинга (около 10–20 человек суммарно), продвижение продукта на базе нового ПО. Это может занять шесть-девять месяцев после завершения разработки до первых системных продаж. Фонд оплаты труда на такую разработку съедает 3–5 млн руб. каждый месяц,— оценивает он.— Скорее всего, экономика на этом этапе будет не сходиться, более того, в этом бизнесе требуется большой оборотный капитал, а это означает, что стартапу до достижения следующей стадии развития понадобится $1–2 млн".

Весь рынок транспортной логистики оценивается в 2,5 трлн руб. ежегодно, а объем коммерческих грузоперевозок — в 0,9–1 трлн руб., говорит сооснователь GroozGo Анна Качурец. "Это неотрегулированный, хаотичный рынок с огромным потенциалом,— объясняет она.— Требования грузовладельцев становятся более жесткими, уходят серые игроки, появляется место для новых платформ". К тому же большие компании заинтересовались "уберизацией" грузоперевозок, и на онлайн-платформы потянулись клиенты и исполнители, отмечает она. Новому игроку будет непросто удержаться на рынке: Vezubr входит на него поздно, а ниша уже занята конкурентами, заключает госпожа Качурец.