Сбербанк вложится в российские технологические стартапы
ПАО "Сбербанк" и международный акселератор 500 Startups запускают совместную программу развития (акселерации) российских ИТ-стартапов. Они будут отбирать лучшие отечественные стартапы в ИТ-направлениях, которые интересны экосистеме Сбербанка. 25 самых сильных стартапов получат посевные инвестиции до 10 млн руб. и возможность продвижения своего продукта в экосистеме Сбербанка и корпораций - партнеров акселератора. Представители руководства Сбербанка отметили, что совместный проект сфокусирован на отборе именно российских стартапов и ранее ничего подобного в России с участием американских венчурных инвесторов не проводилось.
Для участия в программе акселерации стартап должен быть зарегистрирован в России, а также иметь работающий прототип и первых клиентов. Подать заявку в акселератор можно на сайте проекта до 6 октября включительно. Участие смогут принять стартапы, которые работают в отраслях электронной коммерции, цифровой медицины, рекламных технологий, EduTech, Auto, IoT, Big Data, машинного обучения, искусственного интеллекта, VR/AR, робототехники, кибербезопасности, финансовых технологий, блокчейна, а также lifestyle-сервисы и облачные B2B-сервисы.
Первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис, комментируя совместную программу, отметил: "Мы рады сотрудничать с международным акселератором 500 Startups, в который мечтают попасть предприниматели всего мира. Важно, что наш совместный проект сфокусирован на отборе именно российских стартапов - ранее ничего подобного в России с участием американских венчурных инвесторов не проводилось. Кроме того, во время акселерации заказчиками стартапов выступят крупные российские компании и сам Сбербанк. Таким образом, участие в нашей программе даст стартапам возможность протестировать свои продукты в реальных условиях и найти будущих клиентов".
Для акселератора будет отобрано 25 самых сильных команд. По словам вице-президента Сбербанка Марка Завадского, каждая команда сможет получить до 10 млн руб. инвестиций в форме конвертируемого займа. С каждой командой условия предоставления инвестиций будут обсуждаться отдельно.
Программа акселерации Сбербанка и 500 Startups рассчитана на 13 недель и будет состоять из двух этапов. На первом этапе команды будут в течение девяти недель работать над стартапами в Москве. Наставниками команд станут специалисты 500 Startups: они будут читать лекции и семинары, проводить индивидуальные консультации. Финалом этого этапа акселерации станет демодень, где топ-менеджеры Сбербанка, частные венчурные инвесторы и представители фондов выберут семь лучших стартапов.
Победившие в данном этапе стартапы отправятся в Кремниевую долину. Там в течение месяца они будут изучать зарубежные бизнес-практики и развивать свои продукты. Завершающим событием второго этапа станет демодень в Сан-Франциско, где представители стартапов смогут выступить перед российскими и зарубежными инвесторами и крупными компаниями.
Марк Завадский так прокомментировал выбор именно акселератора 500 Startups для совместной программы: "500 Startups - акселератор с международным опытом, международным портфелем инвестиций и впечатляющими результатами: есть выходы с мультипликатором до 22х, средний мультипликатор доходности инвестиций - более 4х. Компания проинвестировала более чем в 2000 стартапов из 60 стран. Среди выпускников - стартап по созданию 3D-принтеров MakerBot и международная социальная сеть для дизайнеров Behance, крупнейший азиатский сервис заказа такси Grab, социальная сеть 9Gag, облачный провайдер TalkDesk, вышедшая на IPO компания - разработчик веб-службы телефонии Twilio (в ходе IPO оценена больше чем в $1 млрд), банк Simple (был куплен за $117 млн) и сервис для определения личного кредитного рейтинга Credit Karma".
По словам Марка Завадского, 500 Startups привезет лучшие бизнес-компетенции со всего мира в Россию, обучит международным практикам российских ИТ-предпринимателей. "Мы хотим развивать компетенции российских предпринимателей, в том числе обучать их ведущим международным практикам. Акселератор - это еще и наш социальный вклад", - отметил он.
Марк Завадский рассказал также об отношении в банке к стартапам и о других акселерационных проектах Сбербанка: "Стартапы помогают Сбербанку развиваться. Каждый стартап привносит новую технологию, оптимизирует какую-то часть бизнеса - делает большую корпорацию эффективнее. Кроме того, работа со стартапами - это быстрый и относительно недорогой способ для Сбербанка подтвердить целесообразность включения в экосистему Сбербанка той или иной технологии или продукта. Это не первая программа акселерации, организованная при участии нашей компании. У Сбербанка есть совместный акселератор с ФРИИ для проектов в сфере робототехники. А также есть внутренний акселератор для сотрудников банка: участники могут работать над своими идеями и бороться за инвестиции от Сбербанка. Внутренний акселератор организован в партнерстве с бизнес-инкубатором ВШЭ. Следующий набор в программу будет открыт в конце сентября".
Другие российские банки также активно используют такой инструмент, как акселераторы. Вчера, например, банк ВТБ объявил о завершении приема заявок от стартапов на участие в корпоративном акселераторе, созданном на базе профильной площадки GenerationS (входит в структуру РВК). На участие в проекте претендует 190 стартапов из 33 городов России, Финляндии, Канады, Грузии, Армении и Белоруссии. По итогам акселератора наиболее перспективные проекты получат предложения о долгосрочном партнерстве с компаниями группы ВТБ.
Корпоративный акселератор ВТБ был запущен в июне текущего года для поиска инновационных разработок финансового и околофинансового сектора и их последующей интеграции в бизнес-процессы и клиентские сервисы группы ВТБ. Наиболее популярный сегмент предлагаемых стартапами решений - новые банковские продукты и инструменты коммуникаций с потребителями (66 проектов). 27 стартапов используют в своих проектах технологии BigData & Analytics, 23 - системы искусственного интеллекта, 18 - технологии блокчейн. В базе поданных заявок также есть проекты в сфере биометрической идентификации, решений для упрощения документооборота, цифровых платформ для обучения, систем для управления инвестициями, технологий скоринга и кибербезопасности.
Начальник управления цифровой трансформации ВТБ Алексей Чубарь отметил: "Команда GenerationS имеет многолетний опыт работы с технологическими стартапами, необходимую инфраструктуру и компетенции для привлечения проектов под индивидуальные бизнес-потребности корпораций, в том числе в финансовой сфере. Для нас такая модель работы с открытым рынком на данном этапе является наиболее эффективной. В ВТБ идет постоянный поток обращений от технологических стартапов с предложениями своих проектов. Модель стартап-акселератора позволяет нам наиболее эффективно систематизировать работу с этими проектами. При отборе технологий мы фокусируемся только на приоритетных для нас направлениях и бизнес-задачах. Представители бизнес-подразделений банка выступают непосредственными заказчиками сервисов и тесно взаимодействуют со стартапами в рамках акселерационной программы. Это позволяет быстро адаптировать решения к текущим задачам бизнеса и существенно сократить сроки их пилотирования. Интересные нам направления продиктованы сегодняшними глобальными технологическими трендами - в первую очередь это большие данные, системы искусственного интеллекта, биометрия, блокчейн, интернет вещей, цифровизация бизнес-процессов, кибербезопасность, а также новые продукты и инструменты коммуникаций с потребителями".
Директор корпоративного акселератора GenerationS Екатерина Петрова отмечает, что финансовый рынок всегда считался одним из наиболее технологичных. Для того чтобы предлагать клиентам современные цифровые сервисы, его игрокам необходимо находиться на острие технологических трендов. "Однако охватить весь спектр направлений силами собственных сотрудников не всегда возможно, поэтому банки и другие финансовые структуры часто обращаются к внешним источникам технологий, и количество игроков, которые прибегают к использованию инструментов корпоративной акселерации растет. При этом, когда растет спрос, растет и предложение. С учетом того, что решения для банковской сферы находятся преимущественно в области ИТ и для их разработки не требуются существенные инвестиции, сегодня на рынке большое количество команд, предлагающих интересные финтех-решения", - отметила она.
Относительно того, что для банка выгоднее, развивать стартап-акселераторы самостоятельно или в партнерстве со специализированными площадками, Екатерина Петрова отметила, что для развития стартапов нужна хорошая экспертная база. "Специализированные площадки нарабатывают такую инфраструктуру годами. GenerationS за пять лет вложил более 300 млн руб. в развитие инфраструктуры, в которую сейчас входят десятки вузов, региональных технопарков и сотни экспертов в разных областях знаний. Корпорациям же нужно пошагово выстраивать ее с нуля", - говорит Екатерина Петрова.
Директор Центра финансовых технологий фонда "Сколково" Павел Новиков считает, что количество акселераторов, инициаторами которых выступают банки, растет: "Первая причина - дефицит кадров. Вторая - неспособность банка создавать действительно инновационные продукты: это могут только небольшие технологические компании - финтех-стартапы, сфокусированные на решении очень конкретной проблемы. Третья причина, к сожалению, часто является основной - PR- и имидж-составляющая. Кто-то делает инновационную лабораторию внутри, кто-то проводит конкурсы и хакатоны, другие используют специализированные организации для поиска и внедрения инноваций", - говорит Павел Новиков.
По поводу того, что для банка выгоднее, развивать стартап-акселераторы самостоятельно или в партнерстве со специализированными площадками, Павел Новиков отмечает, что новые идеи, технологии, бизнес-модели и продукты можно создавать как внутри, так и снаружи.
"Однако идея открытых инноваций состоит в том, чтобы работать с внешним миром инноваций. Поддерживающие инновации можно создавать самим или работать с проверенными вендорскими. А вот прорывные инновации можно найти только на внешнем рынке, строя сеть партнеров из числа фондов и акселераторов. Настоящие "прорывные технологии" в области финтеха находятся в конфликте с традиционными бизнес-моделями и подразделениями банка, для этого обязательно нужен посредник, медиатор, техноброкер. Например, по той же причине используются внешние аудиторы и консультанты, когда идет речь об объективной оценке и разработке стратегии компании. Создание внутри банка должности Chief Innovation Officer и департамента инноваций или цифровой трансформации само по себе не приводит к значимым результатам. Инновациями должны заниматься все сотрудники, это часть корпоративной культуры, которая должна форсироваться на основе лучших практик в отрасли, а проводником таких практик как раз и являются институты развития, фонды, акселераторы и корпорации - лидеры отрасли", - высказывает свое мнение Павел Новиков.