© ComNews
07.08.2018

Объем российского рынка широкополосного доступа в интернет (ШПД) в сегменте частных лиц (B2C) во II квартале 2018 г. увеличился на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 34 млрд руб. Об этом свидетельствуют результаты исследования "ТМТ Консалтинг". При этом абонентская база выросла на 2,3% до 32,7 млн. Показатель среднего дохода в месяц в расчете на абонента (ARPU) увеличился на 1,4% почти до 347 руб. Согласно наблюдениям аналитиков, за последний год большинство компаний отказалось от демпинга и сделало ставку на продвижение более высокоскоростных тарифов и пакетных предложений.

По данным "ТМТ Консалтинг", объем российского рынка ШПД в сегменте B2C во II квартале 2018 г. вырос на 0,7% по сравнению с предыдущим кварталом текущего года и составил 34 млрд руб.

По итогам прошедшего квартала на рынке наблюдалось сезонное замедление темпов роста абонентских баз. Количество абонентов ШПД в сегменте B2C во II квартале 2018 г. изменилось на 0,1% по сравнению с I кварталом текущего года и составило 32,7 млн. Проникновение достигло 58%.

Топ-5 операторов ШПД сохранились на уровне предыдущего периода. По подсчетам аналитиков, во II квартале 2018 г. пятерка основных интернет-провайдеров обслуживали почти 70% абонентов в России.

Доли операторов на рынке ШПД в сегменте B2C во II квартале распределились следующим образом: ПАО "Ростелеком" – 32%, АО "ЭР-Телеком Холдинг" – 12%, ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) – 10%, ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") – 7%, АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) – 5% и прочие – 30%.

Как заметила аналитик "ТМТ Консалтинга" Ирина Якименко, доля прочих операторов постепенно сокращается: если во II квартале 2017 г. на них приходилось 32%, то в I квартале 2018 г. – уже 31%. Однако снижение доли прочих операторов происходит медленно. Эксперт связывает это с масштабом приобретаемых компаний. Учитывая, что на рынке 32,7 млн абонентов для того, чтобы "прочие" сократились на 1%, необходимо, чтобы приобрели более 320 тыс. абонентов "прочих" компаний, указывает она. Однако такие крупные приобретения происходят не часто.

Заметным событием II квартала 2018 г. стало значительное укрепление позиций оператора "ЭР-Телеком" в связи с активной M&A деятельностью. Напомним, что "ЭР-Телеком" в первом полугодии 2018 г. приобрел ГК "Стрела Телеком" (см. новость ComNews от 28 апреля 2018 г.), липецкого оператора ООО "Телемир" (см. новость ComNews от 10 апреля 2018 г.) и объединился с ГК "Брянские Кабельные Сети" (БКС, см. новость ComNews от 5 апреля 2018 г.). В результате сделок его доля по абонентам на рынке ШПД выросла на 1 п.п. и составила почти 12%. Таким образом, по сравнению с I кварталом текущего года его абонентская база выросла на 7,8%, почти до 3,8 млн.

Доли прочих операторов из топ-5 сохранились на уровне предыдущего периода.

Абонентская база "Ростелекома" во II квартале по сравнению с I кварталом 2018 г. практически не изменилась. Число интернет-пользователей оператора постепенно приближается к 12 млн. У МТС число абонентов выросло на 1,4% до 3,14 млн. "ВымпелКом" нарастил свою базу на 1,1% до 2,28 млн. По данным аналитиков, одним из главных факторов увеличения числа пользователей "ВымпелКома" остается расширение базы абонентов FMC (технологическое решение на стыке разных типов сетей связи – фиксированной и мобильной – прим. ComNews). У ТТК количество абонентов увеличилось на 2% до 1,7 млн.

Во II квартале 2018 г. сохранилась тенденция к постепенному увеличению ARPU от услуги фиксированного ШПД. Этот показатель вырос почти до 347 руб. По итогам предыдущего квартала этот показатель составлял 345 руб. Ирина Якименко обращает внимание на то, что за последний год большинство компаний отказалось от демпинга и сделало ставку на продвижение более высокоскоростных тарифов. Также росту ARPU способствуют пакетные предложения с услугами сотовой связи. В качестве примера она называет "ВымпелКом", который в рамках своих конвергентных пакетов не взимает плату за фиксированный ШПД. По ее словам, за счет этого предложения компании удалось увеличить свою абонентскую базу в фиксированном сегменте и сократить отток. Помимо этого, некоторые операторы увеличили стоимость услуг (например, произошел рост цен по отельным тарифам оператора "ЭР-Телеком").

Говоря об источниках роста ARPU, в "Ростелекоме" назвали увеличение проникновения дополнительных сервисов (подписки на антивирусы и ПО, турбокнопки и др.). В "ЭР-Телекоме" дальнейший рост абонентской базы и ARPU видят в переходе клиентов с низко- на высокоскоростные тарифы и в увеличении проникновения дополнительных сервисов (антивирусы, родительский контроль, игровые бонусы). Как сообщили в пресс-службе "ВымпелКома", оператор для увеличения ARPU продолжит развивать свой конвергентный продукт (FMC – прим. ComNews), а также "Билайн ТВ". ТТК делает упор на повышение качества сервиса и запуск новых продуктов для клиентов. Например, абонентам ТТК доступно конвергентное предложение "Единый счет", которое позволяет экономить на услугах связи, подключая сразу несколько услуг от оператора в одном счете.

Резюмируя вышесказанное, аналитик "ТМТ Консалтинга" отмечает, что рынок ШПД в сегменте B2С близок к насыщению в крупных и средних городах. По данным "ТМТ Консалтинга", проникновение в городах с населением свыше 50 тыс. человек приближается к 70%. Поэтому с учетом исчерпания возможностей для органического роста аналитик ожидает новых M&A сделок.