© ComNews
24.07.2018

ПАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС) планирует прекратить работу сервиса "Домашний оператор", запущенного им в конце 2016 г. По мнению аналитиков, основной причиной возможного отказа от него оператора является идея "уберизации" отрасли.

О том, что МГТС намерена отказаться от сервиса "Домашний оператор", корреспонденту ComNews сообщил источник на телекоммуникационном рынке. В пресс-службе МГТС сообщили, что не комментируют информацию относительно ситуации с проектом "Домашний оператор".

Напомним, что дополнительный спектр домашних бытовых услуг под своим брендом абонентам оператор предложил в конце 2016 г. Компания запустила на сайте раздел "Домашний оператор". Сервис, доступный для жителей Москвы и Московской области, позволяет заказать услуги мелкого бытового ремонта, ремонта бытовой техники, уборки помещений и т.д. Раздел "Домашний оператор" представляет собой подробный каталог домашних бытовых услуг. На сайте подробно расписана стоимость каждой услуги. Например, жители Москвы и Московской области могут заказать мытье люстры за 500 руб., снятие тюля за 300 руб., установку чугунной ванны за 2,7 тыс. руб., а также уборку жилого помещения, стоимость которой варьируется в зависимости от площади. При этом все звонки с заказом бытовых и других услуг принимает call-центр компании. После проведения уборки, мелкого ремонта, установки стиральной машины или монтажа люстры диспетчеры связываются с клиентами и проверяют соответствие оказанных услуг параметрам качества. Также МГТС принимает и все претензии на работу сотрудников, выполняющих работу.

При запуске сервиса в МГТС заявляли, что таким способом компания намерена увеличить выручку, а также сделать очередной шаг на пути трансформации МГТС в мультисервисного оператора с большим набором "нетелеком-услуг". При этом аналитики считали инициативу оператора неплохой, но отмечали, что выручку в первое время она будет приносить небольшую.

Отметим, что не только для МГТС среди телеком-операторов в последнее время характерно стремление расширить спектр предоставляемых услуг сервисами, не относящимися напрямую к телекоммуникациям. Так, в начале апреля этого года АО "ЭР-Телеком Холдинг" решило попробовать себя в сфере защитных систем домов. Речь об одобрении советом директоров компании приобретения 100% ООО "КамСан-Сервис", специализацией которого является установка и обслуживание домофонов, а также систем контроля доступа и безопасности. 

В феврале 2018 г. другой крупный телеком-оператор - ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) приобрело двух российских билетных операторов на рынке культурно-развлекательных мероприятий. МТС купила 100% ООО "МДТЗК" (Московская дирекция театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс, бренд Ticketland.ru) за 3,25 млрд руб. и долю в 78,2% в компании Cubichall - 100%-ном владельце ООО "Культурная служба" (бренд "Пономиналу.ру") за 495 млн руб. При этом с покупкой компаний, которые занимают четверть билетного рынка культурно-массовых мероприятий в России, МТС ставит перед собой цель стать на нем ведущим игроком.

Говоря с корреспондентом ComNews о возможном закрытии МГТС проекта "Домашний оператор", аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын указал, что основной причиной отказа от него оператора является идея "уберизации" отрасли. "В агрегацию услуг бытового характера пошли инвестиции, и конкуренция там усилилась. Доминирующее положение на рынке получит тот, кто вложит большие средства в контроль качества и рекламу. Безусловно, у телефонного оператора есть ключевые преимущества: пользователи уже его хорошо знают, и ИТ-сфера не слишком от него далека. Однако специализированные игроки могут жестче контролировать уровень услуг, а в случае, если услуги оказаны посредственно - их основной бренд не страдает", - пояснил Леонид Делицын.

При этом он отметил, что сама индустрия услуг бытового характера сейчас пока не доказала свою "уберизуемость". "К примеру, "Яндекс.Такси" вырос в компанию с капитализацией в миллиарды долларов, а "Яндекс.Мастер" - закрылся. Преимущество телекомов состоит в том, что их знает массовый клиент. Однако необходимо также обеспечить контроль качества услуг - а тут их компетенции необязательно наилучшие", - заявил Леонид Делицын.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко в разговоре с корреспондентом ComNews отметил следующее: "Причиной возможного закрытия проекта может стать несоответствие результатов ожиданиям. Ранее рынок домашних услуг в Москве оценивался в $2-3 млрд, по всей видимости, компании не удалось захватить большую долю. Еще одной причиной могут быть высокие операционные расходы. Изначально бизнес-план не предусматривал конкретной модели - оператора или агрегатора, и в результате распылялись средства, а доля рынка не росла. А главное, в том, что для оператора связи подобный бизнес явно непрофильный, и изначально сложно было рассчитывать на высокие результаты. Хотя, не исключаю, что проект может быть в той или иной степени перезапущен в альянсе с другими игроками".

Наиболее устойчивое положение на рынке, по словам Георгия Ващенко, занимают агрегаторы и рекламораспространители - Yandex, Mail.ru. "Их бизнес-модель не требует отдельных существенных расходов на привлечение клиентов. Исполнители рекламируют себя сами, бизнес агрегаторов довольно устойчивый. Ежедневно на сайте крупного агрегатора - около 18 тыс. предложений в сфере бытовых услуг", - указал Георгий Ващенко.