"Инфосистемы Джет" и Intelligence Retail внедряют компьютерное зрение в ретейле
Системный интегратор "Инфосистемы Джет" и резидент Фонда "Сколково" Intelligence Retail внедряют компьютерное зрение в ретейле. Розничные сети и производители товаров смогут контролировать выкладку товаров на витрине. Решение уже пилотируют такие компании, как Danone Россия, Московская пивоваренная компания, торговые сети "Перекресток" и "Азбука Вкуса".
Компания "Инфосистемы Джет" заключила соглашение о сотрудничестве с резидентом Фонда "Сколково" Intelligence Retail. Партнерство позволяет предлагать розничным сетям и производителям товаров комплексное решение по контролю выкладки товаров на базе технологий компьютерного зрения.
Как сообщил ComNews генеральный директор Intelligence Retail Максим Морозов, в этом году уже запустились решения в розничных сетях "Перекресток" и "Азбука Вкуса". Несколько проектов сейчас на стадии запуска. Первые пилотные внедрения показали, что с помощью данной технологии можно на 40% и более ускорить работу мерчендайзеров в торговых точках и на 2–5% увеличить товарооборот сети благодаря оперативному управлению выкладкой.
Решение IntelligenceRetail представляет собой систему распознавания образов на основе компьютерного зрения, которая может работать как с мобильного приложения, так и со стационарной камеры по SaaS-модели.
Фото торговых стеллажей отправляются на сервер, где происходит распознавание в течение 3–5 секунд, и в течение 10 секунд пользователю возвращаются аналитические отчеты в разрезе таких показателей, как: доля полки (своя и конкурентов), соответствие планограмме и утвержденной матрице, уровень OSA, наличие ценника и многое другое. На обход магазина площадью 400 кв. м. торговый представитель потратит не больше 20 минут, тогда как раньше, при составлении отчетности вручную, это заняло бы порядка 40 минут и больше. При этом подтвержденная точность распознавания составляет более 96%. Оставшиеся 3–4% – погрешность, связанная с наличием визуально идентичных товаров, не различимых даже человеческим глазом.
Стоимость решения сильно зависит от количества торговых точек и количества SKU, которые требуют контроля, отмечает Максим Морозов. Директор по развитию бизнес-приложений и сервисов "Инфосистемы Джет" Татьяна Вандышева говорит, что по сравнению с аналогичными решениями, представленными на западных рынках, разница составляет порядка 60%. По ее словам, внедрение этого решения окупается в течение одного года за счет более качественного представления товара на полке и повышения эффективности работы персонала магазина.
Intelligence Retail отвечает за развитие продукта, а "Инфосистемы Джет" реализует весь цикл интеграционных работ, позволяющий существенно обогатить возможности решения. В частности, оснащение магазинов видеокамерами, которые в реальном времени фиксируют состояние торговых полок, дает возможность полностью автоматизировать процесс сбора информации о товаре, исключив человеческий фактор.
Обладая полной информацией о товаре (его объеме, выкладке, востребованности в различные периоды и др.), ретейлер или поставщик могут оперативно реагировать на изменение спроса, оптимально планировать цепочку поставок, ценообразование, проведение акций и прочие активности. Производители также получают возможность анализировать деятельность конкурентов и в режиме онлайн принимать взвешенные управленческие решения.
"Решения на основе компьютерного зрения значительно повышают эффективность текущих бизнес-процессов, исключают человеческий фактор и увеличивают скорость отклика на запрос потребителя", - комментирует Татьяна Вандышева.
Максим Морозов прогнозирует интерес крупных розничных сетей к решению. По его словам, это около 50 потенциальных клиентов. Татьяна Вандышева отмечает, что решение имеет большой потенциал развития в ретейле и среди производителей FMCG. "Мы планируем реализовать 3–4 пилотных проекта до конца этого года и перейти к продуктивному внедрению в 1 квартале 2019 года", - поделилась планами она.
Для "Инфосистем Джет" это не первый опыт работы с технологиями компьютерного зрения, и компания планирует развивать это направление дальше. "В части контроля выкладки мы рассматривали аналогичные компании, но остановили свой выбор на Intelligence Retail ввиду зрелости решения и наличия референса по успешным пилотным проектам. Сейчас мы также развиваем в ритейле направление видеоаналитики, в основе которого лежит компьютерное зрение", - сказала Татьяна Вандышева.
В 2018 г. X5 Retail Group провела тестирование технологии Intelligence Retail по мониторингу наличия товаров на полках, в которой применялось машинное зрение и стационарные камеры. "В рамках пилотного проекта система была обучена распознавать более 1500 наименований молочной продукции. По итогам тестового периода была достигнута точность распознавания в среднем 93,7% товаров на полках", - рассказали с пресс-службе компании.
Директор по маркетингу ГК "Рамакс" Денис Гасилин отмечает востребованность компьютерного зрения в ритейле. "Машинное зрение позволяет одновременно снизить влияние человеческого фактора при снятии остатков или проверке выкладки и в тоже время значительно сократить время пребывания агента в магазине, а это, в свою очередь, уже дает возможность увеличить количество посещений точек и уменьшить штат сотрудников без ущерба в уровне сервиса для клиентов. Таким образом, в период всеобщей экономии и оптимизации затрат, интерес к подобным решениям будет только расти", - прогнозирует эксперт.
Технический директор компании "Системы компьютерного зрения" (входит в ГК "Ланит") Михаил Смирнов полагает, что решение может быть востребовано как инструмент контроля работы мерчендайзеров со стороны бренда. "Технология сделает проще создание отчетов для руководства магазинов и сетей. Если авторы продукта успешно решат вопросы надежности и удобства работы, включая простоту съемки, у решения есть перспективы", - считает он.
"У нас есть опыт внедрения проектов по распознаванию лиц и трекинга движения объектов, решений по распознаванию товарных выкладок на данный момент нет. Однако такая технология существует уже несколько лет, но пока бизнес и ИТ-игроки не до конца понимают, как монетизировать ее и какую ощутимую ценность она принесет бизнесу", - говорит руководитель практики распознавания лиц компании "Крок" Ярослав Камыс.
По мнению руководителя управления пресейла и прототипирования центра компетенций Больших Данных компании "Техносерв" Тимура Мишина, важной составляющей ретейла является предиктивная видеоаналитика. Ее основная задача заключается в сокращении затрат и оптимизации бизнес-процессов. "Также уверен, что большинство ретейлеров скоро откажутся от карт лояльности, заменив их на технологию распознавания лиц на кассе. Уже сейчас такой проект активно тестируется у одного из крупных ретейлеров", - говорит он.
Будущее ретейла за Campaign Management – использованием специализированных решений для автоматизации маркетинговых кампаний, уверен Тимур Мишин. Эта технология позволит проводить персонализированные предложения покупателям в режиме реального времени. IoT, по его словам, будет применяться в ретейле для обслуживания массового покупателя и для оптимизации бизнеса в целом.