Свято место
После того, как завершится сделка по покупке ритейлера "Связной" структурами "МегаФона", на российском рынке так называемых салонов связи завершится эпоха. Крупных независимых мультибрендовых сотовых ритейлеров в России больше не будет. Но, как известно, свято место пусто не бывает, а значит вполне вероятно появление новых независимых мультибрендовых сотовых ритейлеров, которые могут побороться за рынок. Претендентом способны стать структуры, контролируемые Группой "Сафмар".
На минувшей неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) удовлетворила ходатайство одной из структур ПАО "МегаФон" - зарегистрированной на Кипре компании Lefbord Investments Limited - о приобретении АО "Связной Логистика" (управляет сетью "Связной") и входящего в группу "Связной" ООО "Мобильный Телекоммуникационный Сервис". Кроме того, ФАС разрешила еще одной структуре "МегаФона" - кипрской компании Dtsretail Ltd. (бывшая Atomelia Investments Limited) - приобрести ключевые компании "Связного", а также определять условия предпринимательской деятельности ООО "Мобильный Телекоммуникационный Сервис", "Евросеть-Ритейл", "Про-Сервис" и "ЕС-Аренда".
В итоге у "МегаФона" существует несколько сценариев покупки "Связного": через Lefbord Investments Ltd. или через Dtsretail Ltd. с дальнейшим объединением "Связного" и "Евросети". Напомним, что чуть более месяца назад "МегаФон" и ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн", российское подразделение Veon Ltd.) закрыли сделку по разделению бизнеса "Евросети". Теперь все акции этой сети салонов сотовой связи принадлежат "МегаФону", который выкупил долю в размере 50% акций у "ВымпелКома". При этом последний приобрел половину салонов "Евросети" - около 1,8 тыс. розничных магазинов.
Вне зависимости от того, будут ли "Связной" и "Евросеть" объединены и будет ли в дальнейшем произведен их перевод под один из брендов ("Связной", "Евросеть" или "МегаФон"), суть происходящих событий заключается в том, что с закрытием сделки по "Связному" крупных независимых мультибрендовых сотовых ритейлеров на российском рынке больше не останется. Сотовый ритейл будет либо напрямую принадлежать мобильным операторам, либо работать по франшизе, либо контролироваться через дочерние структуры тех же операторов.
Хорошо это или нет для рынка сотовой розницы – вопрос отдельный, но существует вероятность, что заканчивающаяся эпоха "Евросети" и "Связного" как крупных независимых игроков рынка станет одновременно началом новой истории.
Что бы ни говорили эксперты и сами сотовые операторы об избыточности количества салонов связи на рынке и переходе покупок гаджетов в онлайн, формат офлайновых магазинов, где продаются небольшие гаджеты, а также есть возможность купить комплект подключения того или иного оператора связи (классические салоны связи), продолжает существовать. Не все покупатели хотят приобретать гаджеты через интернет-магазин. Кроме того, не всех может устраивать монобрендовая сеть определенного оператора, или условно мультибрендовая сеть, принадлежащая кому-то из них, поскольку очевидно, что продавец в такой сети будет в первую очередь предлагать услуги связи от того оператора, который владеет этой сетью. Люди хотят иметь выбор. Таким образом, рынок независимого сотового ритейла остается привлекательным для новых игроков.
Вполне возможно, что в скором будущем мы увидим на рынке новых независимых мультибрендовых сотовых ритейлеров, развивающих формат классических салонов связи. Претендентом на роль такого игрока явно выступают структуры, контролируемые промышленно-финансовой группой "Сафмар". В состав этой группы входят розничные сети по продаже электроники и бытовой техники "М.Видео" и "Эльдорадо". И как раз на днях "М.Видео" объявила о запуске точек продаж в новом формате - салонов m_mobile. Площадь каждой новой точки продаж "М.Видео", включающей отдельную кофе-зону, составляет 200-300 квадратных метров, а основным ассортиментом является некрупная цифровая техника – смартфоны, аксессуары к ним, смарт-часы, ноутбуки, планшеты, гаджеты для умного дома и игровые устройства. Кроме того, в салонах m_mobile можно подключиться к услугам мобильной связи всех четырех основных сотовых российских операторов.
Если учитывать, что в портфеле Группы "Сафмар" есть еще магазины сети "Эльдорадо", и появившуюся в СМИ информацию о том, что немецкая Media-Saturn-Holding ведет переговоры с "М.Видео" о возможности продажи российского бизнеса MediaMarkt, а также предположить, что владельцы Группы "Сафмар" примут решение развивать классические салоны связи, аналогичные салонам m_mobile, и под другими брендами (открывая новые точки или переформатируя часть существующих магазинов), то Группе "Сафмар" вполне по силам создать масштабную сеть мультибрендовых салонов связи и активно конкурировать с существующими операторскими розничными сетями.
У действительно независимых мультибрендовых сотовых ритейлеров есть несколько отличительных особенностей, которые могут стать их конкурентным преимуществом. Во-первых, такие салоны нацелены на продажу именно гаджетов, а не комплектов подключения к сотовым операторам, поскольку планов продаж SIM-карт перед ними владелец не ставит. А при нынешнем уровне проникновения услуг сотовой связи в России (179% по итогам 2017 года) абоненты чаще покупают смартфоны, чем подключаются к сети сотового оператора.
Во-вторых, рассматриваемые сотовые ритейлеры при грамотном выстраивании отношений с операторами связи и производителями гаджетов имеют меньше рисков попасть в ситуацию, которую мы наблюдали несколько лет назад, когда из-за аффилированности "независимых" ритейлеров с определенными операторами связи на российском рынке мобильного ритейла развернулась ценовая война, в которую были втянуты крупнейшие розничные сети, "большая тройка" мобильных операторов и основные вендоры. Тогда оператор МТС отказался сотрудничать со "Связным" после того, как "Связной" возобновил продажи SIM-карт "ВымпелКома" и "МегаФона" в своей сети (этому предшествовало то, что контроль над группой "Связной" получил Олег Малис, брат президента "Евросети" Александра Малиса).
Затем МТС развязал ценовую войну и привлек на свою сторону вендора Samsung. В итоге, крупнейшие федеральные ритейл-сети "Связной" и "Евросеть" (последняя тогда принадлежала "МегаФону" и "ВымпелКому"), а также розница "МегаФона" и "ВымпелКома" отказались от продажи устройств Samsung под предлогом высокой доли брака у этого производителя (см. новость ComNews от 30 июля 2015 г.). Конечно, бойкот Samsung через некоторое время был снят, но от этого противостояния пострадали все участники. По оценкам аналитиков, отказавшиеся летом 2015 года от продажи гаджетов Samsung сети "МегаФона", "ВымпелКома", а также "Евросеть" и "Связной" недополучили до 5-15% выручки.