Интернетизация медучреждений. Внеплановая работа
План-график подключения больниц и поликлиник в 2017-2018 гг. к скоростному интернету сдвинулся, как минимум, на год. Правительство РФ поручило Минкомсвязи, Минздраву и Минфину совместно с региональными органами подготовить его до 15 февраля 2017 г., а до 15 марта 2017 г. предполагалось его утвердить. Однако, к февралю 2018 г. документ так и не появился. Это следует из представленного вчера отчета Счетной палаты (СП) РФ по результатам проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на подключение больниц и поликлиник к скоростному Интернету в прошлом году и в истекшем периоде текущего года.
Коллегия Счетной палаты опубликовала отчет по результатам проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на мероприятия по обеспечению подключения медицинских организаций к Интернету в 2017 г. и в истекшем периоде 2018 г. Проверка проводилась по поручению президента РФ от 1 июля 2017 г.
Напомним, что в послании от 1 декабря 2016 г. президент РФ Владимир Путин предлагал Федеральному Собранию РФ подключить в течение 2017-2018 гг. к скоростному Интернету все больницы и поликлиники страны. Согласно посланию, правительство РФ совместно с региональными органами государственной власти должны были до 15 марта 2017 г. утвердить план-график мероприятий. Правительство поручило подготовить его Минкомсвязи, Минздраву и Минфину до 15 февраля 2017 г.
Однако при проверке Счетная палата обнаружила, что в феврале 2018 г. план-график подключения больниц и поликлиник к скоростному Интернету еще не утвердили. Отсюда, по данным ведомства, пошли нарушения. Корреспондент ComNews обратилась в указанные ведомства с просьбой прояснить задержку утверждения плана-графика на год. Однако в Минкомсвязи и Минздраве вчера не ответили на запрос, а в Минфине порекомендовали обратиться с вопросами в Минкомсвязи.
При этом в отчете СП упоминается, что работа стартовала без графика: начали выделяться средства, определился единственный исполнитель, и был заключен контракт.
Примечательно, что в законе "О федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 г. и 2019 г." бюджетные ассигнования на мероприятия по подключению больниц и поликлиник к скоростному Интернету не предусматривались. Позднее, в июле 2017 г. по решению правительства РФ, Минкомсвязи из резервного фонда на 2017 г. выделили 5,46 млрд руб. на подключение к Интернету 3942 медицинских объектов.
Минкомсвязи 26 сентября 2017 г. внесло в правительство РФ проект распоряжения об определении единственного исполнителя - "Ростелекома" сроком на год. Правительство опубликовало данное распоряжение 29 сентября 2017 г. Счетная палата обращает внимание на задержку по срокам почти на два месяца.
По контракту с "Ростелекомом" на 2017 г. из средств резервного фонда выделено 1,93 млрд руб. (35%). Оператор подключил 3134 точки в 63 регионах. Министерство вернуло неиспользованный остаток в объеме 3,53 млрд руб. в федеральный бюджет.
В свою очередь, расходы "Ростелекома" на подключение к Интернету медицинских организаций составили 1,34 млрд руб. Фактическая прибыль по этому контракту оценивается в 589,5 млн руб., или 30% от цены контракта.
При этом, говорится в отчете Счетной палаты, Минкомсвязи не сопоставляло рыночные цены при обосновании цены контракта. "Таким образом, Минкомсвязи России при обосновании цены контракта были использованы неактуальные данные о стоимости указанных работ, которые существенно превышают текущие рыночные цены", - заметила заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова. Указанная ситуация позволила "Ростелекому" произвести расходы с рентабельностью 30%.
В отчете Счетной палаты отмечается, что возможно было достичь поставленных целей со значительно меньшими расходами бюджетных средств. Во-первых, во многих населенных пунктах, где расположены медицинские объекты, уже функционируют организации, оказывающие услуги связи по подключению к Интернету. Во-вторых, при полном покрытии расходов компании, организующей доступ в Интернет за счет средств федерального бюджета, ограничивается конкуренция между другими операторами.
Как пояснили корреспонденту ComNews в пресс-службе "Ростелекома", оператор на 100% выполнил госконтракт 2017 г. А 25 декабря прошлого года был подписан соответствующий акт сдачи-приемки работ. "Количество точек подключения и адресный список формировались заказчиком и были зафиксированы в договоре", - сказали в "Ростелекоме".
Минкомсвязи сформировало перечень медицинских организаций согласно определению Минздрава. В отчете указывается на то, что при выполнении контракта в 2017 г. произошла замена 667 медицинских организаций, или 21,3% от общего количества объектов подключения. Таким образом, СП делает вывод, что замена такого количества единиц свидетельствует о недостаточном уровне проработки перечня медицинских организаций Минздравом. Во время проверки Счетной палаты в феврале 2018 г. план по перечню медицинских организаций на 2018 г. также не был закреплен.
Выборочная проверка
Проверка в Белгородском филиале "Ростелекома" показала расходование средств на подключение к Интернету немедицинских организаций. Нецелевое использование средств бюджета оценивается в 1,9 млн руб.
В Белгородском филиале "Ростелекома" технологию подключения медного кабеля заменили на волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). Это позволило повысить скорость передачи данных. Согласно госконтракту, подключение медицинских учреждений к Интернету по ВОЛС осуществляется со скоростью передачи данных 10 Мбит/с.
В Счетной палате подсчитали, что указанная замена привела к увеличению тарифа на 80%.
При этом вновь созданную инфраструктуру продолжают использовать больницы и поликлиники для эксплуатации уже имеющихся медицинских информационных систем.
Как замечают в Счетной палате, низкая загрузка (по подсчетам СП, менее 25%) предоставленных каналов при реализации мероприятий по подключению медицинских организаций к Интернету свидетельствует о невостребованности предоставленного ресурса на сегодняшний момент и слабой проработке перечня медицинских организаций с учетом ранжирования первоочередности и необходимости их подключения к Интернету.
Планы на текущий год
В федеральном бюджете на 2018 г. Минкомсвязи на подключение медицинских организаций к Интернету выделяются средства в объеме 4,9 млрд руб., а на плановый период 2019-2020 гг. - по 5 млрд руб. ежегодно.
"На сегодняшний день, согласно данным ГИС "Электронный бюджет", указанные лимиты бюджетных обязательств Минкомсвязи России заблокированы, что создает риски позднего заключения госконтрактов на подключение больниц и поликлиник к сети Интернет в 2018 г.", - отметила Вера Чистова.
В свою очередь, в пресс-службе "Ростелекома" сообщили, что контракт на 2018 г. на текущий момент не заключен.
Счетная палата предложила доработать финансово-экономическое обоснование. В частности, ведомство обратило внимание на отсутствие документов, подтверждающих значения стоимости строительно-монтажных работ, принятых при расчетах. Также СП указала на необходимость определения перечня больниц и поликлиник с доступом в Интернет.
Ведомство в отчете напомнило о том, что с 1 января 2018 г. вступили в силу изменения в законодательные акты РФ в части применения информационных технологий в сфере охраны здоровья, устанавливающие особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий. Внесенные поправки предусматривают необходимость издания ряда правовых актов.
Ведомство добавляет, что должно быть утверждено положение о Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), порядок информационного взаимодействия иных медицинских информационных систем, установлены требования к медицинским информационным системам. По состоянию на февраль 2018 г. указанные документы не утверждены.
Счетная палата предупреждает, что принятие законодательных актов по ЕГИСЗ приведет к необходимости модернизации информационных систем и, как следствие, потребности в дополнительных средствах из бюджета. Также СП рекомендует учитывать практически повсеместную 100%-ную изношенность компьютерного оборудования. Это тоже говорит о необходимости дополнительных финансовых вливаний.