МТС запаслась билетами
ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) приобрело двух российских билетных операторов на рынке культурно-развлекательных мероприятий. МТС купила 100% ООО "МДТЗК" (Московская дирекция театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс, бренд Ticketland.ru) за 3,25 млрд руб. и долю в 78,2% в компании Cubichall - 100%-ном владельце ООО "Культурная служба" (бренд "Пономиналу.ру") за 495 млн руб. С покупкой компаний, которые занимают четверть билетного рынка культурно-массовых мероприятий в России, МТС ставит перед собой цель стать на нем ведущим игроком.
МТС купила МДТЗК за 3,25 млрд руб. у компании, принадлежащей ряду инвесторов, включая Сергея Солонина и фонд ITech Capital. МТС также приобрела долю в 78,2% в компании Cubichall за 495 млн руб. у структур основателей данного бизнеса Юрия Сосницкого и Викентия Корсунского, а также фонда Buran Venture Capital. При этом обе цены сделок указаны с учетом чистого долга. Долю долгов в ценах сделок в МТС раскрывать не стали.
У одного из основателей и руководителя "Культурной службы" Михаила Минина остается косвенная доля в размере 21,8% компании Cubichall. Стороны заключили опционное соглашение, предполагающее к концу 2020 г. доведение доли группы МТС до 100% капитала Cubichall по результатам деятельности компании.
Как уточнили в МТС, после сделок билетные операторы продолжат деятельность как самостоятельные организации, операционное управление останется у текущего менеджмента. При этом МТС будет участвовать в стратегическом управлении активами через советы директоров и осуществлять финансовый контроль за деятельностью компаний. Финансовые результаты МДТЗК и "Культурной службы" включат в консолидированную отчетность группы МТС с даты их приобретения.
Напомним, что Ticketland.ru - это один из крупнейших билетных операторов России. На сайте и в мобильном приложении агрегатора можно купить билеты на спектакли, концерты, мюзиклы, фестивали, спортивные события, цирковые представления, мероприятия для детей. "Пономиналу.ру" входит в первую пятерку игроков билетного рынка культурно-массовых мероприятий в России и занимает лидирующие позиции по продажам билетов на концерты.
"Приобретая активы, которые контролируют четверть оборота продаж театральных и концертных билетов в России, мы выходим на стабильно растущий рынок с перспективами стать на нем ведущим игроком", - подчеркнул вице-президент МТС по маркетингу Вячеслав Николаев.
В пресс-службе МТС сообщили, что кроме выхода на рынок и возможностей его консолидации оператор получает от покупки билетных бизнесов большой синергетический эффект по трем направлениям: Big Data, дополнительные каналы привлечения клиентов и интеграция сервисов.
Как пояснил представитель МТС Дмитрий Солодовников, в будущем на основе анализа больших данных оператор сможет глубже понимать интересы клиентов, чтобы прогнозировать посещаемость и успешность мероприятий, а также выдавать абонентам персональные рекомендации посетить те или иные места или события.
Дополнительные каналы привлечения клиентов МТС планирует использовать, например, в качестве рекламных акций на концертах и фестивалях, для спонсорства постановок и концертов.
Кроме того, приобретение билетных бизнесов позволит МТС добавить в собственную экосистему мобильных приложений новый функционал по покупке билетов с мобильных устройств.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын полагает, что в то время, как с точки зрения покупки инновационных компаний стратегами речь идет о крупной сделке, для фондового рынка эта сделка не дает какого-либо очень сильного сигнала. "Речь идет о покупке фактически венчурных компаний, чья совокупная выручка составляет порядка четверти процента от выручки компании-покупателя. Акции покупателя на такие события реагировать не будут, а вот стоимость венчурных компаний, которые предлагаются к покупке, может и вырасти", - объяснил он.
По оценке аналитика "Финама", общая совокупная емкость рынка продажи билетов на мероприятия (оборот рынка за год) составляет 70-120 млрд руб., в зависимости от того, что туда включается (в случае нижней оценки не включаются спортивные мероприятия). Отсюда рынок электронных билетов в среднем по России Леонид Делицын оценил в 35% от этой величины, то есть в 20-35 млрд руб.
Аналитик "Финама" не стал делать предположений по прибыли оператора вместе с сервисами за 2018 г., поскольку сейчас вся выручка составит менее 0,5% выручки МТС и прибыль окажется за пределами ошибки округления. Однако, по словам Леонида Делицына, покупка позволит оператору преобразовать свой креатив. "Операторы вроде бы стремятся уйти от ценовых войн, но как обывателю мне кажется, что их баннеры в основном по-прежнему рекламируют больше полосы за меньшие деньги. Теперь можно будет рекламировать широкий спектр мероприятий, причем, возможно, даже продвигать свои услуги совместно с этими мероприятиями - премьерами, концертами, спортивными соревнованиями. Это сделает креатив более разнообразным", - считает он.
Старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Богдан Зварич заметил, что с покупкой двух билетных сервисов МТС займет на рынке ведущие позиции, поскольку в сумме обе компании составляют около четверти рынка. Аналитик "Фридом Финанс" добавил, что с использованием технологии Big Data МТС сможет проводить дополнительную маркетинговую активность, оценивая интересы клиентов этих сервисов и формируя для них соответствующие предложения - например, предоставлять своим клиентам скидки на билеты в рамках программы лояльности, опираясь на их музыкальные предпочтения и т.д.
Что же касается реакции рынка, то, как сообщил Богдан Зварич, по итогам дня акции МТС выросли более чем на 2%, в рамках общего восстановления рынка. Он не стал говорить о том, что именно покупка сервисов оказала существенное позитивное влияние на бумаги. "Объем инвестиций по отношению к капитализации самой компании невелик - $62 млн по сравнению с капитализацией компании в $10 млрд. Также не стоит ожидать существенного влияния компаний на консолидированные показатели МТС", - добавил аналитик "Фридом Финанса".
Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин отметил, что в рамках сделки активы были оценены в 2-3 выручки, что является невысоким значением для интернет-сервисов. Он привел в пример "Яндекс" и Mail.Ru Group, которые оцениваются рынком примерно в 5 выручек. Сергей Либин предположил, что приобретенные сервисы составят примерно 0,3% выручки МТС по итогам года.
Он обратил внимание на вчерашние котировки акций МТС, которые выглядят хуже рынка. Однако он не стал связывать это со сделкой. "Во-первых, ее размер незначителен, а во-вторых, слухи об этом приобретении уже некоторое время обсуждались в прессе, так что вряд ли это стало неожиданностью для участников рынка", - пояснил он.
Напомним, что для МТС покупка двух билетных операторов - не первое непрофильное приобретение. Месяц назад оператор обзавелся киберспортивным клубом Gambit Esports, куда входят 16 игроков по четырем дисциплинам - Counter-Strike Global Offensive, League of Legends, Dota 2 и FIFA (см. новость ComNews от 16 января 2018 г.).
-
16.01.2018МТС занялась киберспортом