© ComNews
26.01.2018

Министерство финансов РФ (Минфин) опубликовало проект федерального закона "О цифровых финансовых активах", который призван привнести законодательное урегулирование в новую отрасль - выпуска и оборота цифровых активов (криптовалют) в России. В частности, законопроект определяет основные понятия в сфере виртуальных финансов и прописывает нормы, которым должны следовать держатели криптовалют. Эксперты считают, что обособленного российского рынка криптовалют не существует, а вот российский рынок ICO, на которых выпускают токены, не только мог бы сложиться, но и представляет определенный интерес, в том числе и для создателей крупных производственных проектов.

Законопроект Минфин опубликовал на сайте ведомства. В пресс-службе Центрального банка РФ (ЦБ) корреспонденту ComNews уточнили, что проект закона разрабатывала рабочая группа, в которую вошли представители Банка России и Минфина. Создатели законопроекта предложили регулировать отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также при осуществлении прав и исполнении обязательств по смарт-контрактам.

Для начала авторы законопроекта дали определение цифровому финансовому активу. Так, цифровым финансовым активом они назвали имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. "Права собственности на данное имущество удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта, токен", - говорится в документе и уточняется, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории РФ.

Кроме того, авторы проекта закона пояснили, что криптовалюта - это цифровой финансовый актив, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций, а токен - актив, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (эмитентом) с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых записей. Майнингом авторы предложили называть предпринимательскую деятельность, направленную на создание криптовалюты или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты. А операторы обмена цифровых финансовых активов должны регистрироваться как юрлица и соответствовать федеральным законам "О рынке ценных бумаг" и "Об организованных торгах".

Отдельную статью Минфин выделил под использование на территории РФ токенов. Так, токены могут выпускаться на территории России только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями для привлечения финансирования. У токена определенного вида может быть только один эмитент. "Лица, не являющиеся в соответствии с федеральным законом "О рынке ценных бумаг" квалифицированными инвесторами, могут приобрести в рамках одного выпуска токены на сумму не более 50 тыс. руб.", - говорится в документе. При этом неквалифицированные инвесторы могут приобретать токены только путем зачисления приобретаемого им токена на специальный счет, который открывает оператор цифровых активов, владеющий цифровым кошельком. Как прописано в законопроекте, процедура выпуска токенов состоит из нескольких этапов, а публичную оферту о выпуске токенов эмитент или индивидуальный предприниматель должны подписать усиленной квалифицированной подписью.

Еще одна статья законопроекта "О цифровых финансовых активах" посвящена особенностям обращения с цифровыми финансовыми активами. В частности, владельцы цифровых финансовых активов вправе обменивать их на рубли, иностранную валюту или иное имущество, но только через оператора обмена цифровых финансовых активов. При этом сделки по обмену цифровых финансовых активов лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами, осуществляются только путем зачисления или списания цифровых финансовых активов со специального счета, который открывает оператор цифровых активов, владеющий цифровым кошельком. А порядок ведения таких сделок устанавливает Центробанк России. 

В пресс-службе ЦБ корреспонденту ComNews сказали, что наиболее востребованной услугой в рамках ICO является привлечение инвестирования под эмиссию токенов. В связи с этим Банк России поддерживает возможность обмена токенов на рубли, иностранную валюту или иное имущество на обменной площадке уполномоченного оператора только в отношении токенов, выпускаемых в рамках ICO для привлечения финансирования на территории России.

При этом, добавили в ЦБ, выпуск и обращение криптовалют, которые ничем не обеспечены и не гарантируются ни одним государством, высокорискованны как для потребителей, так и для инвесторов. "Операции с криптовалютами несут в себе риски отмывания, поскольку даже при идентификации конечного участника невозможно проследить и идентифицировать всю цепочку создания и обращения криптовалюты до ее выхода на площадку обмена", - прокомментировали в ЦБ.

По мнению Банка России, именно разрешение обменных операций конечному бенефициару криптовалют даст возможность легализовать в том числе сомнительные транзакции, проведенные ранее. Это открывает новые возможности для недобросовестных участников и создает значительные риски для стабильности финансовой системы. "Все положения законопроекта, за исключением вопроса в части возможности обмена криптовалют на рубли, иностранную валюту или иное имущество, в целом согласованы", - заключили в ЦБ.

Управляющий партнер юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин, комментируя законопроект "О цифровых финансовых активах", сказал, что документ получился недоработанным. "Новые категории, которые вводятся в оборот, не только не коррелируют с действующим законодательством, но и не позволяют понять, что имели в виду авторы законопроекта", - сказал он. 

Так, заметил юрист, криптовалюта и токены именуются "цифровыми финансовыми активами" и определяются как "имущество в электронной форме". "Очевидно, что это жонглирование словами, которое ничего не дает участникам гражданского оборота, так как не говорит о режиме, под который подпадают криптовалюта и токены. Гражданский кодекс под имуществом понимает не только вещи, но и имущественные права, акции, денежные средства и т.д. Каждый вид имущества имеет свои особенности и режим регулирования. Назвать криптовалюту и токены "имуществом в электронной форме" - это фактически не сказать ничего. Так как по-прежнему непонятно, какие сделки в отношении этих объектов можно совершать, а какие - нет. В законопроекте говорится только об обмене одних цифровых активов на другие", - прокомментировал Алексей Сулин.

Кроме того, добавил он, вызывает недоумение условие о том, что лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами, то есть обычные люди, не могут приобретать токены более чем на 50 тыс. руб. "Таким образом, искусственно навязывается посредник, который лишает смысла саму деятельность по размещению токенов с использованием технологии blockchain", - уточнил юрист. "Сделки по обмену цифровыми активами предлагается осуществлять только через специального оператора. С учетом того, что криптовалюты и токены явились следствием развития blockchain, неотделимы от него и тесно связаны со свободой, которую дает эта технология, такой подход инициаторов законопроекта выглядит очень странным", - резюмировали в Axis Pravo.

По словам директора департамента развития технологий blockchain Внешэкономбанка (ВЭБ) Анастасии Тюриной, "сейчас действительно очень важный момент, когда профессиональное сообщество может принять участие в проработке деталей законопроекта, его практической стороне". "По нашему мнению, ключевым фактором роста blockchain-индустрии в России станет формализация и четкое законодательное определение статуса токенов. Отсутствие правового регулирования не дает нам внедрять пилотные проектные решения в бизнесе, и в итоге мы отдаляем саму возможность объективной оценки экономического эффекта от внедрения blockchain в текущие бизнес-процессы", - сказала Анастасия Тюрина.

В ВЭБ отметили, что сегодня большинство частных инвесторов рассматривают криптовалюты именно как альтернативные инвестиции. "Запрет расчетов в токенах и вообще отсутствие определенности приведут к очередному оттоку капитала. Думаю, что пора реализовать уже инициативы "регулятивных песочниц", которые были предложены в том числе и экспертами Банка России, чтобы предоставить возможность объективного тестирования рисков и возможных эффектов вновь создаваемой отрасли", - добавила Анастасия Тюрина.

По ее мнению, свободные средства предпринимателей эффективнее инвестировать в развитие инфраструктуры и повышение эффективности и конкурентоспособности бизнеса, рост прозрачности цепочек поставок, сокращение разного рода посредников. "Любые затягивания законодательной базы сейчас фактически приводят к оттоку капитала", - считает она.

В ВЭБ предположили, что законодателю следует рекомендовать инициировать реализацию экспериментальных площадок - песочниц, где компании в течение трех-шести месяцев смогут "под присмотром регулятора" внедрять продукты на базе blockchain. Помимо этого, регуляторы совместно с компаниями смогут анализировать риски, а главное - реальный экономический эффект для бизнеса и совместными силами формировать инфраструктуру для развития нового формата экономики. 

"Российского рынка криптовалют как какого-то обособленного национального рынка не существует, - считает аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын. - Просто некоторые россияне стали майнерами и добывают криптовалюты - их число не превышает 25-30 тыс., - а некоторые россияне их покупают. А вот российский рынок ICO, на которых выпускают токены, не только мог бы сложиться, но и представляет определенный интерес, в том числе и для создателей крупных производственных проектов".

В "Финаме" отметили, что интерес к ICO проявляют и в промышленности, и в сельском хозяйстве, поскольку этот механизм позволяет привлечь средства (пусть даже и в криптовалютах) как будто бы гораздо быстрее и легче, чем традиционные IPO. При этом Леонид Делицын добавил, что несколько проектов с российскими корнями уже заявили об успешных ICO на суммы $10-30 млн.

"Сейчас, когда ICO находятся в серой зоне, к их продвижению не могут подключиться крупные банки, брокеры, СМИ и другие мощнейшие инструменты влияния на население. Они ждут закона. Как только закон будет принят, на ICO захотят заработать и биржи, и банки, и банки мобильных операторов, которые вполне могут предлагать токены прямо в салонах цифровой техники, рядом с айфонами, чехлами и аксессуарами", - сказал Леонид Делицын.

По его мнению, мощнейший канал продвижения населению токенов через традиционные структуры, которым население доверяет, может сделать народные массы обладателями токенов тысяч компаний-пустышек, потому что традиционные финансовые структуры целый год облизывались на рост криптовалют, но ничего не могли поделать. "Поэтому ограничения на приобретение токенов неквалифицированными инвесторами, безусловно нужны", - резюмировали в "Финаме". В целом же, как отметил Леонид Делицын, после принятия законов можно ожидать активизации традиционных финансовых структур - бирж, банков и брокеров.