выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
15.01.2018

По итогам 2017 года российский государственный почтовый оператор обработал 284 млн международных отправлений с товарными вложениями, что на 26% превышает показатель 2016 года. По большей части эти международные отправления - не что иное, как товары из зарубежных интернет-магазинов, которые заказывают жители России. Наша страна уже давно и активно "голосует юанем", закупаясь в интернет-магазинах Поднебесной. Такое положение дел не устраивает ни отечественных игроков отрасли интернет-торговли, ни государство, которое не против получать дополнительные средства от трансграничной торговли в виде НДС и пошлин за ввоз интернет-покупок из-за рубежа.

На минувшей неделе "Почта России" сообщила об очередном рекорде. По итогам 2017 года российский почтовый оператор обработал 284 млн международных отправлений с товарными вложениями, что на 26% превышает показатель 2016 года (225 млн отправлений) и более чем в 10 раз - показатель 2012 года (21,7 млн отправлений).

Итоговая цифра за прошлый год включает импорт, экспорт и транзит международных отправлений с товарными вложениями. Если вычесть из нее экспорт почтовых отправлений из РФ в 2017 году, который, по данным "Почты России", составил около 3 млн посылок, то мы получим 281 млн. По большей части эти международные отправления с товарными вложениями - не что иное, как товары из зарубежных интернет-магазинов, которые заказывают жители России.  

Эта цифра, с учетом того, что население РФ составляет около 146 млн человек, означает, что в 2017 году на каждого жителя страны, включая грудных младенцев и представителей старшего поколения, пришлось почти по две посылки из зарубежных интернет-магазинов. А если учесть, что "Почта России", хотя и основной, но не единственный оператор, который занимается доставкой в нашей стране (по данным АКИТ, за первое полугодие 2017 года на рынке доставки товаров e-commerce, включая отправления из иностранных интернет-магазинов и доставку на внутреннем рынке, "Почта России" занимала 67,5% долю), то количество посылок из зарубежных интернет-магазинов, которые получили жители РФ в прошлом году, еще выше.

Напомним, что, подводя итоги первого полугодия 2017 года, аналитики Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) прогнозировали, что к началу 2018 года количество входящих международных отправлений с товарным вложением составит около 400 млн штук.

При этом Россия уже давно и активно "голосует юанем" за зарубежные интернет-магазины. По данным АКИТ, до 90% всех покупок в иностранных интернет-магазинах приходится на китайские площадки. Естественно, что такое положение дел не устраивает ни отечественных игроков отрасли интернет-торговли, ни государство, которое не против получать дополнительные средства от трансграничной торговли в виде НДС и пошлин за ввоз интернет-покупок из-за рубежа.

Не далее как в минувшую пятницу вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил журналистам, что электронная торговля в РФ должна регулироваться и НДС, и пошлинами. И начать, по его словам, нужно со снижения порога беспошлинной торговли. Сейчас порог беспошлинного ввоза в РФ товаров из-за рубежа составляет 1000 евро. При этом, как ранее сообщало агентство ТАСС, согласно решению Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в 2018 году такой лимит будет действовать для всех стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Однако уже с 2019 года лимит будет снижен до 500 евро, а с 2020 года - до 200 евро. Речь идет о верхнем пороге: каждая страна вправе установить более жесткий лимит.

Что касается России, ранее несколько СМИ сообщили, что правительство заложило в бюджет на 2018-2020 годы понижение порога беспошлинного ввоза товаров в Россию с 1000 евро до 20 евро с 1 июля 2018 года. Это, как предполагается, принесет бюджету дополнительные 30 млрд рублей в 2018 году и 60 млрд рублей - в 2019 году. Однако окончательное решение еще не принято.

Если такие меры будут приняты, то в выигрыше, само собой, окажется государство, а также отечественные интернет-магазины. Но рядовые покупатели едва ли получат какую-то выгоду от таких нововведений. Учитывая то, что самыми популярными товарными категориями у россиян в иностранных интернет-магазинах являются электроника и бытовая техника, а также одежда и обувь, снижение порога беспошлинного ввоза до 20 евро оставляет за бортом гаджеты и электронику, а также одежду и обувь хоть сколько-нибудь высокого качества, которые сейчас можно купить дешевле на зарубежных площадках. В итоге предполагается, что покупать китайские смартфоны мы будем на отечественных интернет-площадках и в физических магазинах по отечественным ценам, ведь с учетом пошлины это будет обходиться дешевле заказа из Китая.

Впрочем, очень высока вероятность того, что жители нашей страны, привыкшие получать что-то не благодаря, а вопреки, найдут способы "не переплачивать". Наверняка появятся посредники, готовые решить проблему и заказать для вас, например, левый ботинок одной посылкой, правый - второй, а стельки и шнурки – третьей. Или будут найдены иные способы для того, чтобы обойти существующие ограничения, особенно если Россия введет более низкий лимит на цену покупки в иностранном интернет-магазине, чем другие страны ЕАЭС (в этой связи вспоминаются знаменитые устричные фермы Белоруссии с их экспортной активностью).

Понимая мотивы всех заинтересованных сторон в деле регулирования трансграничной интернет-торговли, тем не менее становится невесело, когда в очередной раз решение бюджетной проблемы власти стремятся переложить на плечи покупателя.