Рынок в цепях blockchain
Главной технологией 2017 года, несомненно, стала blockchain. Сотни российских и тысячи международных компаний постарались упомянуть ее в пресс-релизах и использовать в маркетинговой активности: кто действительно по делу, а кто – просто для того, чтобы не отставать от моды. Именно в прошедшем году появляющиеся как грибы после дождя blockchain-стартапы массово начали проводить ICO – первичное размещение токенов (де-факто, криптовалют), предназначенных для оплаты их сервисов в будущем. Если накал страстей не снизится и в 2018 году, доверие инвесторов к технологии blockchain будет подорвано: тысячи криптовалют сделают слабой каждую из них по отдельности, а попытки реализовать на blockchain даже то, что прекрасно работает без этой технологии, размоет ее значимость.
Изначально технология распределенных реестров была разработана как сетевая основа bitcoin - для того чтобы гарантированно переводить эту криптовалюту от плательщика получателю платежа. Однако вскоре выяснилось, что возможностей для применения blockchain гораздо больше: она может быть востребована везде, где происходит передача финансовой или юридически значимой информации из точки А в точку Б. Например, на базе blockchain легко организовать сервис электронного нотариата: получатель копии любого документа может быть уверен в его подлинности (а нотариусы уйдут в прошлое, как перья и чернильницы). Blockchain способна помочь в удаленном заключении контрактов (смарт-контрактов): стороны, которые могут находиться в разных частях света и не иметь никакой информации друг о друге, получают возможность провести надежную и конфиденциальную транзакцию, да еще и без участия банков или государственных органов.
Уникальные возможности в blockchain увидели компании из индустрии развлечений - киностудии, аудиолейблы, разработчики электронных игр. В последние годы контроль над этим рынком захватили корпорации из Кремниевой долины (Apple, Amazon, Google, Napster и Spotify), которые забирают себе до 70 % цены, уплаченной пользователем. Создатели цифрового контента и авторы произведений не в восторге от такого деления пирога, но долгое время они мирились с этой схемой, полагая, что она лучше, чем уход контента в пиратские сети. Технология blockchain дает возможность создателям контента напрямую взаимодействовать с потребителем (перераспределив доходы от продажи в свою пользу), четко отслеживая при этом соблюдение авторских прав - вплоть до каждого конечного пользователя.
Однако инициаторы разнообразных blockchain-проектов быстро вернулись к идее криптовалюты, только уже не единой (как, например, bitcoin): каждый взялся "чеканить" свою электронную "монету" (токены). Их инициаторы рассказывают о необходимости токенов в этих проектах, но правда в другом: в отличие от традиционных валют (которые принято называть фиатными, от латинского fiat - "указ") и ценных бумаг, регулирование которых отточено за более чем столетие существования валютных и фондовых бирж, регулирование криптовалют и ICO пока отсутствует - а значит, есть возможность сорвать крупный куш, причем безнаказанно.
Топ-менеджеры многих blockchain-стартапов несильно скрывают, что не собираются доводить заявленный проект до конца: их цель - в ходе ICO заполучить деньги инвесторов, которые при виде этих трех заветных букв теряют осторожность и здравый смысл. Отчасти такие флибустьерские настроения подогревают сами инвесторы - прежде всего венчурные фонды. Видя, что в сфере blockchain и на ICO зарабатываются все более крупные капиталы, они дрейфуют от венчурных проектов в эту сторону, но - понимая повышенные риски - ожидают прибыли в размере 300% и более. Очевидно, что такую доходность в реальности смогут обеспечить лишь единичные проекты, зато сотни, а может быть и тысячи охотно пообещают венчурным фондам то, что они хотят услышать. Именно поэтому одной из основных статей затрат всех компаний, выходящих на ICO, являются юристы: важнейшая задача - подготовить все документы так, чтобы их токен никакой суд не смог приравнять к акции или валюте.
Появляющиеся один за другим новые токены порождают потребность в сервисах их обмена. Этим, в частности, собирается заняться Gibraltar Blockchain Exchange (GBX), которая намерена в начале 2018 года провести… собственное ICO. При этом представители GBX подчеркивают, что создают первую регулируемую биржу криптовалют: в частности, она будет анализировать описание проектов, выходящих на ICO, чтобы оценить их реализуемость и рискованность. Но, в отличие от фиатных валют, курсы криптовалют пока далеки от стабильных: к примеру, во втором полугодии 2017 года курс bitcoin колебался в диапазоне от $3226 (14 сентября) до $19 704 (17 декабря).
Немало вопросов и к самой технологии blockchain. Первые сообщения о взломах разрушают миф о ее сверхустойчивости, а гарантированная передача информации в неизменном виде не защищает от ошибок в данных, которые заводятся в blockchain из обычных таблиц и баз, а то и вручную.
Наступивший год явно должен внести порядок в анархичный и самостийный рынок blockchain/ICO. А тем, кто хочет заработать на нем как на Клондайке, нужно торопиться.