"Кажется, что-то пошло не так"
На прошлой неделе, 28 ноября, с космодрома Восточный стартовала ракета-носитель "Союз-2.1б" с разгонным блоком (РБ) "Фрегат" и 19 спутниками различного назначения. Из-за нештатной работы разгонного блока основной спутник "Метеор-М" №2-1 пополнил "подводную орбитальную группировку", упав в Атлантический океан. Судьба остальных 18 космических аппаратов остается неизвестной. Пока аварийная комиссия "Роскосмоса" выясняет причины нештатной работы РБ (следующее заседание состоится 15 декабря), ответственность за неудачный запуск возложили на священника, и это вызвало широкий резонанс в информационном поле. Однако абсурдно считать, что качество церковных услуг и напутствие священника могут повлиять на качество составления полетного задания для ракеты и РБ и на работу технических средств. Кроме того, абсурдно, что "Роскосмос" никак не прокомментировал эту версию. Интересно, что значит это молчание?
28 ноября состоялся второй в истории пуск с космодрома Восточный. Кcтати, это еще и второй пуск с космодрома, который сопровождался нештатной ситуацией. Однако во время первого пуска, который прошел в апреле 2017 года, ошибку удалось вовремя заметить и устранить. Тогда, 27 апреля, автоматика отменила пуск ракеты "Союз-2.1а" за секунды до старта. Причина отмены была в конструкторской ошибке при изготовлении кабеля системы управления носителем. 28 апреля пуск состоялся, и все прошло штатно. Но после этого инцидента был уволен гендиректор АО "НПО Автоматики" Леонид Шалимов, а курирующий в правительстве оборонную и космическую отрасли вице-премьер Дмитрий Рогозин и глава "Роскосмоса" Игорь Комаров получили выговоры от президента России.
Второй в истории пуск с космодрома Восточный оказался неудачным для разгонного блока "Фрегат", созданного в АО "НПО Лавочкина", спутника "Метеор-М" №2-1 и, возможно, для еще 18 спутников (принадлежащих России, Канаде, Японии, Норвегии, Швеции, США и Германии), судьба которых пока не ясна. Госзаказчиком "Метеора-М" был "Роскосмос", заказчиками - Минобороны России и Росгидромет. И даже если речь в итоге пойдет о потере только одного спутника, масштаб инцидента, вероятнее всего, говорит о том, что в этот раз дело не закончится только выговорами.
Известно несколько версий падения РБ. По данным источника "Интерфакса" в ракетно-космической отрасли, причиной аварии "Фрегата" и спутника "Метеор-М" мог стать неправильный маневр разгонного блока. РБ выполнил первый маневр для довыведения на орбиту в неправильной ориентации, а причиной неправильной ориентации стала ошибка в полетном задании. Специализирующийся на российской космонавтике сайт RussianSpaceWeb.com сообщает, что система управления ракетой "Союз-2.1б" была запрограммирована для пуска с Восточного, а полетное задание для разгонного блока было рассчитано на пуск с Байконура. В общем, возможная причина неудачи - человеческий фактор. Для выяснения причин аварии "Роскосмос" создал комиссию. Она уже установила, что во время пуска штатно сработали все системы и техника, кроме разгонного блока.
Вторую версию падения РБ высказал протодиакон Андрей Кураев. Он предположил, что в неудачном запуске ракеты виноват священник Русской православной церкви епископ Благовещенский и Тынденский Лукиан. Он проводил освящение ракеты за день до старта и теперь, по мнению Кураева, должен нести за это ответственность. "Если человек нечто делает, а выходит плохо, то для него это вопрос задуматься, правильно ли он делает. Очень странно, что церковь вроде предоставляет услуги, но никогда не отвечает за качество этих услуг. В этом есть некоторая проблема", - сказал Кураев. Эту версию сразу подхватила медиасфера. Действительно, хочется же скорее найти виноватых.
Интересно узнать, что сподвигло протодиакона на такое абсурдное предположение. Освящение ракет практикуется уже более 10 лет. И странно полагать, что сломанный механизм починится сам собой после совершения молебна и окропления святой водой. Вспомните, в январе 2017 года "Роскосмос" отозвал для проверок все двигатели, стоящие на вторых и третьих ступенях ракет-носителей "Протон". Эту технику производят на Воронежском механическом заводе (ВМЗ). Поводом для проверок послужили испытания одного из двигателей ракеты, во время которых выяснилось, что при сборке воронежских двигателей были использованы "неликвидные компоненты" (не драгоценные металлы, которые необходимы при сборе такого типа двигателей, а менее жаростойкие, применяемые при изготовлении других двигателей на заводе). Сложно поверить в то, что молебен, проведенный на ВМЗ, мог бы повлиять на качество деталей.
Однако ситуация такова: один представитель церкви обвиняет в неудачном пуске ракеты другого. Нетрудно вспомнить, как в советское время жестко противопоставлялись космос и религия. Возникает ощущение, что и теперь в медиасфере вновь воспользовались этим некогда распространенным и еще не забытым образом. В неудачах в космосе обвинили служителя церкви. "Роскосмос" молчит. Никаких комментариев и тем более опровержений от госкорпорации не поступило. А молчание часто означает знак согласия.
В то же время противопоставление космоса и церкви выглядит по меньшей мере странно. Сегодня государство явно видит в православии основу, которая могла бы объединить общество, а не разделить его, а тем более вызвать негативные настроения. Коммуникационная стратегия "Роскосмоса" в ситуации с неудачным пуском с Восточного вызывает вопросы.
Но! Вся эта история вовсе не про священника, а про качество продукции, про внимательность персонала, про прилежное выполнение регламентов и отношение к должностным обязанностям. Если версия о том, что система управления ракетой "Союз-2.1б" была запрограммирована для пуска с одного космодрома, а полетное задание для РБ - для пуска с другого, окажется правдой, будет очень грустно. Эта авария вновь делает актуальным вопрос о системе контроля в космической сфере. Видимо, контроль качества недостаточный, а может, и просто минимальный. Тем временем перспективы у космодрома Восточный большие. С 2018 года космодром начнет работать в полную силу, подключившись к выполнению коммерческих заказов. И такие инциденты омрачают будущее развития ракетно-космической отрасли в России.
Чтобы знаменитая фраза ведущего телеканала "Россия 24" "Кажется, что-то пошло не так", произнесенная во время аварии "Протона-М" в 2013 году, не стала правилом для отрасли, ее кураторам надо принять единственно правильное решение: наладить жесткий и многоэтапный контроль как за качеством ракетно-космической техники, так и за качеством пусковых и прочих услуг. Если с такими видами работ не справляются гражданские, возможно, пора вернуть эту сферу под контроль армии и военной приемки.
В апреле 2014 года Дмитрий Рогозин написал в Twitter: "Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута". Судя по последним событиям, если наш "космопром" не возьмется за дело всерьез и срочно, скоро мы сами будем запускать спутники из рогатки.