Анна Холявко
Павел Кантышев
Анна Еремина
17.11.2017

Производитель спортивных часов Garmin к новому году запустит в России систему бесконтактных платежей – Garmin Pay. Cейчас ведутся переговоры с банками, рассказал "Ведомостям" представитель компании "Навиком" (представляет интересы Garmin в России).

Презентация системы Garmin Pay и умных часов, которые ее поддерживают, состоялась в сентябре, тогда же запустили ее инфраструктуру (расчетный центр), провели тестовые транзакции, рассказал "Ведомостям" сотрудник Сбербанка: к запуску все готово. Представитель "Навикома" эту информацию комментировать не стал.

Сейчас в России работают три подобные технологии: Apple, Samsung и Android Pay: к приложению "кошелек" на смартфонах привязывается банковская карта. Платить можно, поднося к платежному терминалу смартфон с технологией NFC (бесконтактный обмен данными между электронными устройствами). Клиент должен подтвердить транзакцию.

Garmin Pay – аналогичная технология оплаты, работает она только на последних моделях смарт-часов Garmin Vivoactive 3. По данным "Яндекс.Маркета", стоимость таких часов начинается от 24 900 руб.

Поддерживать новую систему оплаты будут Бинбанк и Россельхозбанк, сообщили их представители. Сотрудник Сбербанка подтвердил, что банк будет поддерживать Garmin Pay. Представитель Сбербанка на запрос не ответил, как и представители Газпромбанка, Альфа-банка и Московского кредитного банка. Райффайзенбанк отказался от комментариев.

Часы и банки

Банки не раскрывают оборотов в системах Apple, Samsung и Android Pay: производители смартфонов запрещают. С конца сентября 2016 г. около 160 000 клиентов группы ВТБ привязали карты к сервисам Pay, сообщала группа в октябре, оборот достигает 2 млрд руб. в месяц, а с момента запуска – более 8 млрд руб.

Garmin выпускает нишевые устройства, вряд ли технология станет массовой, но потребителя найдет, уверен Алексей Курзяков из Бинбанка. По оценкам Алгирдаса Шакманаса из Промсвязьбанка, доля Garmin на рынке умных часов – около 10%, поэтому банк присматривается к новой платежной технологии.

Сервис приживется в России, уверен он: оплата смарт-часами популярна и становится массовой.

Для Александра Дынина из "ФК Открытие" спрос на Garmin Pay неочевиден, банк не будет работать с этой технологией – если только не увидит рост интереса клиентов к сервису. Следить за развитием Garmin Pay обещала и Юлия Деменюк из ВТБ, а вот о подключении говорить преждевременно.

Не более 10% россиян, у которых есть смартфон, пользуются таким способом оплаты, указывает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Во-первых, система до сих пор не идеальна с точки зрения техники, нередко случаются сбои и проблемы с авторизацией. Во-вторых, карточки не всех банков можно подключить к этим системам. В-третьих, играет роль и недоверие людей к этой технологии. "Garmin Pay и вовсе нишевая история, вряд ли ее запуск повлияет на рынок", – полагает Кусков.

Часы и люди

Garmin занимает на рынке смарт-часов 5–7% в денежном выражении, третье место после Apple и Samsung, указывает представительница "М.видео" Валерия Андреева. Основные покупатели часов Garmin – люди активного образа жизни, для них технология смарт-часов служит приятным дополнением. Но умные часы – дополнение к смартфону, а рынок часов Garmin несопоставим с рынком смартфонов. Поэтому Garmin Pay вряд ли станет серьезным конкурентом действующим системам, но может стать дополнительным конкурентным преимуществом при выборе смарт-часов, заключает она.

Появление платежной системы Garmin Pay не станет главной причиной выбора в пользу этого бренда, не согласна представитель "Евросети" Александра Перцева. Гаджеты этой фирмы пользуются популярностью в своей нише – среди мужчин, занимающихся экстремальными видами спорта, охотой, рыбалкой, полагает она.

Часы Garmin входят в число лидеров в своей категории в "Связном", говорит представитель ритейлера Сергей Тихонов, а поддержка систем бесконтактных платежей в ближайшие несколько лет станет необходимой для пользователей смартфонов и умной носимой электроники. Но востребованность новой платежной системы будет зависеть от массовости устройства на рынке и продвижения производителя и банков.