Алексей Невельский
12.10.2017

Интернет-компания Alibaba планирует увеличить вложения в научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) до более чем $15 млрд в ближайшие три года.

Компания теперь занимается не только онлайн-торговлей, но также облачными технологиями и разработкой искусственного интеллекта (ИИ). Она стремится догнать в этих областях конкурентов из других стран. Правительство Китая хочет, чтобы он стал мировым лидером в разработке ИИ к 2030 г., пишет Financial Times (FT).

За предыдущие три года Alibaba потратила на НИОКР около $6 млрд, в том числе $2,6 млрд в прошедшем финансовом году, завершившемся в марте 2017 г., пишет The Wall Street Journal (WSJ).

Это небольшая сумма на фоне трат других крупных технологических компаний и автопроизводителей в 2016 г. Так, немецкий Volkswagen выделил на это 13,6 млрд евро ($16 млрд), став, по подсчетам Европейской комиссии, мировым рекордсменом по этому показателю, корейская Samsung Electronics – 12,5 млрд евро ($14,7 млрд), а американские Intel, Alphabet и Microsoft – примерно по 11 млрд евро (около $13 млрд, см. график).

Если Alibaba будет тратить на инновации около $5 млрд в год, это составит около 14% ее прогнозируемого годового оборота. В прошедшем финансовом году эта доля была 11%, а у Alphabet – около 16%.

Инициатива Alibaba предполагает создание подразделения DAMO Academy (акроним для Discovery, Adventure, Momentum, Outlook) и для работы в нем компания наймет около 100 ученых, объявил директор по технологиям Джефф Чжан.

А основатель Alibaba Джек Ма заявил, что DAMO должна просуществовать минимум 85 лет. Эта академия откроет исследовательские лаборатории по всему миру и будет сотрудничать с престижными учебными заведениями – Калифорнийским университетом в Беркли, Массачусетским технологическим институтом, Принстонским и Пекинским университетами. Alibaba будет финансировать исследования в таких областях, как анализ больших данных, квантовые вычисления и машинное обучение. "Всякая крупная интернет-компания просто обязана инвестировать в эти области, чтобы оставаться конкурентоспособной", – согласен Марк Наткин, управляющий директор Marbridge Consulting (цитата по WSJ).

Alibaba начала использовать ИИ для работы с клиентами два-три года назад, заявил журналу MIT Technology Review Феликс Лю, отвечающий в компании за качество обслуживания: ИИ используется для обработки всех запросов клиентов и в половине случаев выполняет работу полностью. Кроме того, ИИ помогает выявлять на ранних этапах проблемы с логистикой.