© ComNews
29.09.2017

Group-IB выделила в отдельное подразделение направление Brand Protection. Его специалисты будут отвечать за мониторинг и предотвращение экономических преступлений и мошенничества с использованием брендов компаний. С открытием отдельного направления компания планирует активнее развивать собственные технологии мониторинга, в том числе для зарубежного рынка.

"Компании теряют миллионы долларов и несут репутационные риски. Для эффективного противодействия угрозам мы усилили команду экспертов и аналитиков по защите бренда и выделили эти услуги в отдельное направление", - заявил генеральный директор и основатель Group-IB Илья Сачков.

Сама услуга компании Group-IB по предотвращению и расследованию киберпреступлений, связанных с незаконным использованием бренда, не нова. Она существует с 2013 г., и за это время компания устранила уже 35 тыс. нарушений.

В Group-IB отметили рост количества незаконного использования известных товарных марок в Интернете. В прошлом году Центр реагирования CERT-GIB (Computer Emergency Response Team - Group-IB) заблокировал 14 тыс. мошеннических страниц, а в 2015 году 9,5 тысяч мошеннических страниц. В их число попали сайты-клоны, фишинговые страницы, продажа контрафактной продукции, поддельные мобильные приложения, фейковые аккаунты в соцсетях, незаконная контекстная реклама.

"Кроме сервисов по мониторингу и блокировке, мы продолжаем оказывать помощь юристам и правоохранительным органам по сбору доказательной базы для возбуждения административных и уголовных дел на людей, которые занимаются такими рода преступлениями, отметили в пресс-службе Group-IB.

"Собственная система мониторинга и технологии поиска Group-IB позволяют круглосуточно мониторить миллионы ресурсов, выявлять нарушения и блокировать опасные сайты в течение 24 часов как в национальных доменных зонах, так и в зарубежных", - пояснил руководитель направления Brand Protection Дмитрий Русаков.

Всего в Group-IB сейчас более 210 сотрудников, пояснили в пресс-службе Group-IB. Команда по защите бренда состоит из 30 человек. Она включает в себя аналитиков, разработчиков, технических специалистов, клиентских менеджеров и круглосуточные смены для мониторинга.

Отвечая на вопрос корреспондента ComNews о схеме получения дохода, в пресс-службе Group-IB отметили, что модель работы происходит в двух форматах: либо это использование программного обеспечения, либо это работа с выделенным аналитиком, который на стороне компании пользуется программным обеспечением.

Жертвами контрафакта, мошенничества, размытия бреда (потери премиальности, ниши на рынке, и интереса со стороны покупателей) становятся компании различных индустрий. Например, клиентами являются ритейл-сети, фармацевтические и промышленные компании, luxury бренды, страховые и финансовые компании, авиакомпании, компании в сфере развлечений и медиа и другие, пояснили в пресс-службе Group-IB.

Когда появляются фейковые страницы, большинство действий таких, как обнаружение, аналитика, удаление и сбор статистики, система делает самостоятельно. "С крупнейшими торговыми площадками у нас налажено либо автоматическое, либо полуавтоматическое взаимодействие" - отметили в пресс-службе Group-IB.

В пресс-службе Group-IB, ссылаясь на статистику eMarketer, отметили, что объем розничной интернет-торговли в мире ежегодно растет в среднем на 20%. "К 2020 году доля e-commerce составит 14,6% от общего объема розничных продаж и превысит $4 трлн. Мошенники следят за тенденциями и осваивают быстроразвивающиеся рынки", - пояснили в пресс-службе Group-IB.

Услуга может быть интересна разным сферам бизнеса - финансам, ритейлу, электронике, фармацевтике, страховым компаниям, промышленности, авто и др. На сайте Group-IB в разделе Brand Protection можно бесплатно получить анализ киберугроз, которым теоретически могут подвергнуться торговые марки, и план их устранения. Также в мультимедийном виде представлены кейсы, с которыми пришлось столкнуться компании для защиты брендов. Специалисты Group-IB ведут мониторинг сайтов, интернет-магазинов, торговых площадок и агрегаторов, социальных сетей, досок объявлений, рекламных сетей, магазинов мобильных приложений, e-mail-рассылок, P2P-сетей и дарквеба для предотвращения потенциальной угрозы репутации бизнеса.

Эксперт по контентному анализу "Лаборатории Касперского" Дарья Лосева сообщила, что их компания, как и многие вендоры, занимающиеся ИТ-безопасностью, подходит к данному виду киберпреступности с другой стороны. "Мы не защищаем конкретные бренды, но защищаем наших пользователей от любых видов подобных атак. В частности, для этого в наших продуктах есть компоненты антиспам и антифишинг", - подчеркнула Дарья Лосева. Антиспам, по ее словам, существует в компании более 12 лет, антифишинг - более 10 лет. Если говорить про масштабы, то, к примеру, во II квартале 2017 г. с помощью системы "Антифишинг" было предотвращено 46,5 млн попыток перехода на фишинговые страницы.

Эксперт по контентному анализу "Лаборатории Касперского" не видит тенденции к увеличению или снижению количества сайтов-клонов, фишинговых страниц, продаж контрафактной продукции, поддельных мобильных приложений, фейковых аккаунтов в соцсетях, незаконной контекстной рекламы, использующих бренды. По ее словам, у такого вида киберпреступности всегда была своя ниша. Однако, добавила она, в последние годы спам с незаконным использованием товарных знаков стал существенно более разнообразным. "Так, если раньше преступники, рассылающие письма с вредоносными вложениями, чаще всего использовали бренды служб доставки, то сейчас вредоносное письмо может быть подделано под что угодно: сообщение от банка, социальной сети, онлайн-магазина, известных файловых и фотохостингов и т.д.", - предупредила Дарья Лосева.

В компании "Лаборатория Касперского", приводя в пример собственную статистику для фишинговых страниц, отметили, что в большей мере от действий кибермошенников страдает финансовый сектор - банки и платежные системы. Далее, как заметила Дарья Лосева, в порядке убывания идут социальные сети, онлайн-магазины, телекоммуникационные компании, авиакомпании, онлайн-игры.

Руководитель отдела разработки средств защиты против сетевого мошенничества "Лаборатории Касперского" Максим Кошелев сообщил, что еще пару лет назад услуга по защите бренда не была особо востребована. В данный момент многие организации понимают опасность мошеннических схем для своей товарной марки и организовывают внутренние отделы по противодействию таким угрозам.

Максим Кошелев упомянул о том, что "Лаборатория Касперского" предоставляет заинтересованным организациям информационные сводки как в онлайн-режиме, так и за периоды времени. "Очевидно, что если компания тратит ресурсы внутри себя для защиты своего бренда, то она может купить такую услугу на стороне, особенно если ее предоставляет организация, имеющая больший опыт в этой сфере", - считает он. Специалист "Лаборатории Касперского" оценил потенциальную емкость рынка оказания услуг информационной безопасности для защиты бренда от незаконного использования в Интернете в миллионы долларов.

Генеральный директор компании BrandMonitor Юрий Вопилов отметил, что его компания уже четыре года занимается защитой брендов в Интернете. В данный момент у нее десятки клиентов, большинство из которых - международные компании из сфер электроники, одежды и обуви, автомобильных комплектующих и др. Рассуждая о перспективах направления бизнеса оказания услуг информационной безопасности по защите бренда от незаконного использования в Интернете, он сообщил, что "индустрия" подделок и контрафакта не собирается останавливаться в своем развитии. По его словам, именно поэтому вопрос защиты брендов будет становиться лишь актуальней.

"Важно понимать, что не любое использование чужих товарных знаков — нелегально. Поэтому сама защита товарных знаков от незаконного использования в Интернете — вопрос технологических инструментов, а защита бренда от контрафактной и контрабандной деятельности лежит в юридической плоскости", - подчеркнул генеральный директор BrandMonitor.

С ростом аудитории интернет-площадок объемы мошенничества и обмана в Интернете увеличатся лавинообразно. Юрий Вопилов сообщил, что BrandMonitor ежегодно пресекает незаконную торговлю больше чем в 1 млн точек продаж - например, за 2016 г. было заблокировано около 10 тыс. сайтов. По его словам, больше всего от действий мошенников страдает легкая промышленность. В частности, в сегменте товаров класса "Люкс", спортивной одежды и аксессуаров.

Директор по маркетингу компании Attack Killer (входит в ГК InfoWatch) Татьяна Игуменшева назвала вопрос защиты бренда в Интернете интересным и актуальным. "Бизнес уходит в Интернет, онлайн-сервисы становятся популярнее, но вместе с этим технологии взлома и подлога информации становятся дешевле и доступнее", - считает она. Кроме того, Татьяна Игуменшева посоветовала компаниям отслеживать незаконное использование своего бренда, вовремя реагировать на подобные инциденты, тщательно защищать собственные ресурсы и обеспечивать их постоянную доступность. По ее словам, несмотря на предупреждения компаний - провайдеров услуг, пользователи доверчиво предоставляют свои личные и платежные данные поддельным страницам и приложениям.

Начальник Управления операций на Российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко считает наиболее уязвимым розничный бизнес - банки, авиакомпании, онлайн-магазины. Он отметил, что появление поддельных сайтов фиксируется ежедневно. "Одна атака означает потери 3% оборота ежедневно, репутационные потери, в некоторых случаях - дополнительные расходы, например, на перевыпуск банковских карт", - добавил Георгий Ващенко. Аналитик оценил объем рынка российских услуг по защите бренда от незаконного использования в Интернете примерно в $20 млн в этом году. При этом Георгий Ващенко не исключил роста рынка вслед за ростом угроз бизнесу.

Эксперт ГК "Финам" Леонид Делицын оценил мировой рынок услуг информационной безопасности для защиты бренда примерно в $4 млрд, а российский - около $60-80 млн. "В период, когда максимальную аудиторию набрали социальные сети Интернета, защита бренда становится первоочередной задачей для всех, у кого этот бренд есть", - подчеркнул аналитик. Он считает, что рынок российских услуг по защите бренда от незаконного использования в Интернете быстро растет: глобальные темпы прироста составляют около 11%, российские, где услуга только начала внедряться, - 30-40%. "Поскольку основная работа ложится на роботов, маржинальность этой услуги потенциально очень высокая, однако условием успеха являются длительные контракты с крупными клиентами", - заключил он.