© ComNews
20.09.2017

Поправки в 115-ФЗ ("О противодействии легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") об использовании Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) для удаленной аутентификации могут вступить в силу к середине 2018 г. Поправки позволят кредитным организациям открывать для новых клиентов счета без их личной явки в банк. Пока посещение банковского офиса для такой цели обязательно, и это сдерживает большую часть банков от перехода на digital-обслуживание клиентов, считают игроки рынка. 

Поправки в 115-ФЗ предполагают первичную очную явку физлица в одно из отделений банка, сотрудник которого зарегистрирует человека и соберет его биометрию, в частности, сделает фото, которое потом будет занесено в ЕСИА. "Помимо банков мы в ближайшее время планируем расширить список организаций, которые смогут собирать биометрию, - до МФЦ, удостоверяющих центров и точек выдачи паспортов", - рассказал директор проектного офиса по цифровой идентичности "Ростелекома" Иван Беров, отвечая на вопрос корреспондента ComNews во время II конференции о трансформации клиентских операций для банков ABBYY Digital Banks. Напомним, "Ростелеком" выступает подрядчиком по созданию в России Единой биометрической системы (ЕБС, до недавнего времени она называлась "Национальная биометрическая платформа").

По словам Ивана Берова, в сентябре должно состояться первое чтение поправок в 115-ФЗ. Он рассчитывает, что во время осенней сессии документ пройдет все три чтения и после будет утвержден. "Законопроект предполагает отлагательную норму в 180 дней, соответственно в середине 2018 г. документ, если все сложится удачно, вступит в силу", - отметил Иван Беров.

Механизм удаленной идентификации также предполагает, что правительство установит минимальный порог схожести фотографии на документе и фотографии, сделанной через смартфон. Требования к оборудованию и условиям для съема биометрии пока не готовы, но "Ростелеком" обещает их в скором времени представить банкам. Это нужно для того, чтобы кредитные оганизации смогли оценить затраты на оборудование и скорость его установки в розничных офисах.

По словам Ивана Берова, "Ростелеком" активно сотрудничает с вендорами биометрических технологий и планирует, что платформа для проведения удаленной идентицифкации будет мультивендорной. С точки зрения технологической реализации планируется организовать облачную платформу с использованием open API. Таким образом она будет открыта для интеграции с ПО различных биометрических вендоров. На первом этапе основными биометрическими данными будут голос и лицо, потом добавится радужная оболочка глаза и рисунок линий на ладони.

"Банковский сектор переживает кризис. Мы достигли той же точки, что и телекоммуникационные компании в начале 2000-х годов: стоимость владения инфраструктурой превышает маржинальность услуг. Вопрос сейчас будет стоять так: будут ли выбирать вас клиенты, если вы не предоставляете определенных услуг. Facebook и WeChat реализовали настолько гибкую платформу, что если мы сейчас не подготовимся, то не банки друг другу будут страшны, а крупные площадки", - отметил Иван Беров. По его словам, надо шаг за шагом менять клиентский опыт, переводить его в digital и обеспечивать максимально быстрое и комфортное взаимодействие банка с клиентом.

"Ситуация будет похожа на ту, что сложилась на рынке мобильной связи: тарифы у всех примерно одинаковые, поэтому клиенты выбирают оператора по каким-то другим критериям", - согласен менеджер по работе с финансовыми организациями компании Abbyy Алексей Кирьянов. 

Представитель пресс-службы Сбербанка рассказал корреспонденту ComNews, что для тех, кто еще не стал клиентом банка, процедура идентификации по документу, удостоверяющему личность в присутствии гражданина, является требованием 115 ФЗ. "Это существенно ограничивает возможности для оказания услуг в "цифровом мире". Сбербанк активно участвует в развитии удаленной идентификации и поддерживает инициативы ряда рабочих групп, организованных на площадках Банка России, Ассоциации Финтех и Сколково в рамках программы "Цифровая Экономика". Мы видим большие перспективы и возможности для развития подобных решений, так как эти сервисы делают услуги банков и других участников цифровой экономики доступнее для пользователей, значительно удобнее и безопаснее", - подчеркнул он.

Сбербанк также делает ставку на инновационные способы, прежде всего биометрические, и готовит к выводу в промышленную эксплуатацию ряд сервисов удаленной идентификации уже до конца текущего года, подчеркнул сотрудник банка. 

Начальник управления цифровой трансформации банка ВТБ Алексей Чубарь считает, что в скором времени единая биометрическая система идентификации (ЕСИА и ЕБС) будет масштабирована практически на все банки. "Это позволит проводить идентификацию клиента без предъявления документов. На данный момент существует ограничение регулятора, согласно которому клиент все же обязан явиться для первичной идентификации в банк. Надеемся, что в перспективе нормативная база регулятора изменится, и это позволит проводить идентификацию клиента без явки в офис", - сказал он.

"Банкам очень не хватает единой законодательно разрешенной системы по идентификации клиентов. В Ассоциации Финтех есть проект единой системы идентификации и аутентификации банковских клиентов. Суть системы такова, что в ней надо будет один раз идентифицироваться, и после этого человек может стать клиентом любого банка без физического присутствия в отделении. Но в этой системе пока нет информации, в том числе и биометрической", - отметил директор по архитектуре и стратегии Альфа-Банка Сергей Радул. Он выразил надежду, что в ближайшие годы такая информация в системе появится и она заработает.