Роман Рожков
25.08.2017

Венчурный фонд АФК "Система" Sistema Asia Fund вместе с партнерами вложил $7 млн в разработчика маркетинговой платформы для ресторанов Mobikon, работающего в Индии и Юго-Восточной Азии. Рынок CRM-систем для общепита в фонде оценивают в $2 млрд. Пока эта отрасль слабо цифровизирована, отмечают эксперты.

Sistema Asia Fund с партнерами инвестировал $7 млн в компанию Mobikon, развивающую маркетинговую платформу для ресторанов, сообщили "Ъ" в фонде. Его вклад составил $2 млн. В Mobikon на запрос "Ъ" не ответили, но на сайте компании АФК "Система" уже указана в числе соинвесторов. Mobikon планирует направить финансирование на развитие в Индии и Юго-Восточной Азии, расширение команды и партнерства. Ранее компания привлекла более $5 млн инвестиций. Среди совладельцев — C31 Ventures, Jungle Ventures, "Лайф.Среда", Qualgro, Spring Singapore и Lion Rock.

CRM-платформа Mobikon состоит из модулей для предприятий общепита, которые те закупают в зависимости от потребностей: например, система управления заказами, модуль обратной связи с пользователями, электронные отзывы и др. Она также позволяет проектировать и запускать таргетированные маркетинговые кампании. База охватывает около 8,5 млн пользовательских профилей. В среднем рестораны платят Mobikon $50–300 в месяц. Среди клиентов более 700 брендов, включая Pizza Hut и Hard Rock Cafe, и более 3,4 тыс. ресторанов в нескольких странах, включая Индию, Сингапур, ОАЭ, Таиланд, Филиппины, Индонезию. В 2018 году проект планирует выход в Австралию и Великобританию. Финансовые показатели не раскрываются. Старший управляющий партнер Sistema Asia Fund Андрей Теребенин оценивает рынок CRM-систем для ресторанного сегмента в Индии и Юго-Восточной Азии в сумму до $2 млрд.

Ресторанная отрасль слабо цифровизирована, актуальны любые технологические решения, позволяющие сделать привлечение клиентов или управление рестораном более эффективными, рассуждает партнер Target Global Александр Фролов. "Подобные решения в мире сейчас в основном специализируются на привлечении покупателей для доставки еды: здесь меньше ограничений для масштабирования",— уточняет он. Большинство владельцев ресторанов в Азии мало озабочены эффективностью бизнеса и не просчитывают ее, добавляет инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив Павел Никонов. "Сервисы типа Mobikon интересны продвинутым игрокам, которые давно прошли этап выживания, расширяются и консолидируют рынок. Таких в Азии не так много, поэтому компании нужны деньги на экспансию",— поясняет он.

Mobikon — пятая инвестиция Sistema Asia Fund, начавшего работу в конце 2015 года. Фонд зарегистрирован в Сингапуре и специализируется на инвестициях на ранних стадиях в стартапы преимущественно из Индии и Юго-Восточной Азии. Как правило, он инвестирует $2–7 млн для получения доли в размере 5–15% и места в совете директоров. Ранее фонд вложился в компании Licious (интернет-торговля мясом и рыбой), Seclore (управление и защита цифровых прав), Qwikcilver (технологии подарочных карт и предоплаты товаров и услуг), Wooplr (мобильная платформа, посвященная женской моде). В марте 2017 года Андрей Теребенин сообщал "Ъ", что до конца года Sistema Asia Fund намерен увеличить объем с текущих $40 млн до более $100 млн за счет средств сторонних, в том числе зарубежных, инвесторов.