главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
24.07.2017

На этой неделе, 28 июля, истекает срок, который Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) отвела сотовым операторам "большой четверки" на изменение условий тарифных планов так, чтобы уравнять тарифы в домашнем регионе и в поездках по России. Попросту говоря, ФАС решила одним махом убить в стране национальный роуминг. Однако у этого популистского шага может оказаться множество неприятных последствий, причем не только в телекоммуникационной сфере.

В предупреждениях операторам и в официальном заявлении служба указала: "Анализ ФАС России показал, что цены на услуги связи (звонки внутри региона, за пределы региона, смс, передача данных) в поездках не должны отличаться от цен в домашнем регионе, такая разница экономически, технологически не обоснована".

Если рассмотреть вопрос "в моменте", то, как минимум, "большая тройка" за прошедшие годы построила магистральные сети федерального масштаба, и передача данных по ним имеет почти одинаковую себестоимость хоть внутри Москвы, хоть из Хабаровска в Калининград. Но даже тут есть нюансы. Tele2, который взялся строить всероссийскую сотовую сеть позже всех, еще не присутствует во всех регионах и уж тем более не располагает собственными магистральными каналами по всей стране. В силу более слабого охвата сети у Tele2 действует внутрироссийское роуминговое соглашение с "Билайном", и любой абонент Tele2, не найдя сеть родного оператора, имеет возможность перейти в сеть "Билайна". Это может быть и в регионе, до которого Tele2 еще не дошел, и, к примеру, в Москве, где сеть четвертого оператора еще развивается, и в Московской области, где Tele2 почти не продвинулся. Соответственно, за услугу роуминга Tele2 платит "Билайну", и едва ли последний согласится со снижением платежа до уровня домашнего тарифа.

Во внутрисетевом роуминге звонок может пройти через сеть домашнего оператора (что, конечно, дешевле), но может быть пропущен и через сети других операторов - как мобильной, так и фиксированной связи. Приземление трафика в междугородных сетях стоит до 1,5 рубля за минуту, а в спутниковых сетях (которые часто используются для транзита трафика на Дальнем Востоке и в северных регионах страны) - в 200 раз дороже. Это лишь прямые расходы операторов на транзит трафика. Да и поддержание волоконно-оптических каналов протяженностью в многие десятки тысяч километров по всей стране в рабочем состоянии требует средств - в этом Россия существенно отличается от какой-нибудь Бельгии или даже Германии. Так что реальная себестоимость звонка из роуминга редко укладывается в несколько рублей, которые в среднем стоит минута эфирного времени в домашнем регионе.

Даже если чиновники из ФАС не осознают эти простые аргументы, гораздо более важным для них является высокий уровень конкуренции на том или ином рынке. Средний чек в расчете на одного сотового абонента в месяц (или ARPU) составляет в России 230-250 рублей, что примерно равно $4. В то же время в Европе средний подписчик услуг мобильной связи платит по $15 в месяц, в США - около $50 (по итогам 2016 года в сети Verizon он составил $45,5, а у AT&T - $51,1), а в Канаде - и вовсе $62. Иными словами, по сравнению с западным миром, российский пользователь сотовой связи платит в 4-15 раз меньше (хотя сетевое оборудование в России и на Западе используется одинаковое, и куплено оно не за рубли, а за доллары и евро). О подобном результате любой антимонопольный орган может только мечтать, ведь единственная причина такого уровня развития рынка - конкуренция. Причем эта конкуренция привела не просто к низким ценам, но и к высокому уровню охвата и качества услуг мобильной связи. Одни лишь массово распространившиеся по всей России сервисы онлайн-такси (от "Яндекс.Такси" и Uber до RuTaxi/"Везет" и Gett) являются ярким подтверждением широкого охвата и надежности мобильных сетей.

Внутрисетевой роуминг сложился в России исторически, и, коль скоро его наличие явно не вредит конкуренции и развитию сотового рынка, самым мудрым действием для антимонопольного органа было бы воспользоваться принципом старого моториста "не трогай - работает". Мало того, идя на популистский шаг по устранению национального роуминга, ФАС создает опасный прецедент для всей экономики страны. По той же логике нужно добиваться, чтобы единой для всей России стала цена чашки капучино в "Шоколаднице" и "Кофе Хаузе", килограмма курятины в любом "Магните" или "Пятерочке", литра бензина на АЗС "Роснефти" или "Газпром нефти". Ну, если не для всех, то для приезжих - по предъявлении билета на самолет либо поезд, или прописки в другом регионе. То, что это - абсурд, ни у кого не вызывает сомнения. Тогда почему же в одном секторе одной отдельно взятой отрасли - мобильной связи государственное ведомство решило построить коммунизм?

Мне кажется, что ответ прост, и проблема эта - не только российская. Во многих странах мира государственные органы смотрят на сотовых операторов как на "жирных котов", от которых, сколько ни отнимай, не убудет. Отчасти это было справедливо лет 8-10 назад: тогда сотовые сети активно расширялись и привлекали все новых абонентов, тарифы на мобильные услуги были высоки, и сотовые компании действительно были богачами. Но те времена давно миновали: новых абонентов нет ни в России, ни в мире (уровень проникновения мобильной связи в РФ превышает 170%, а в мире - 108%), внутривидовая конкуренция привела к снижению тарифов, а массовое распространение OTT-сервисов (таких как WhatsApp, Viber или Telegram) стало вымывать из кармана сотовых операторов гигантские деньги.

Но изменение экономической ситуации для сотовых компаний не смущает государственные органы. Все операторы связи в России (не только сотовые) ежегодно платят по 1,2% дохода в фонд универсальной услуги, который расходует их с сомнительной эффективностью. Операторов мобильной связи заставили покрыть все федеральные автотрассы, даже если по ним проходит десяток автомашин в сутки и проблему можно были бы решить за счет мобильной спутниковой связи. С недавних пор частоты в РФ стали распределяться на аукционах, которые повысили цены на радиочастотный спектр в тысячи раз. Впереди - реализация требований закона Яровой, и государственные мужи ни секунды не сомневаются, что этот неочевидный прожект тоже должны оплатить телекоммуникационные компании.

Отношение к сотовым операторам как к "жирным котам" в Европе привело к запуску с 15 июня 2017 года инициативы Еврокомиссии Roam Like at Home, которая позволяет жителю одной страны Евросоюза при поездках в другие страны ЕС получать услуги сотовой связи по домашнему тарифу. Европейские сотовые операторы пытались бороться с этой идеей в течение трех лет, также приводя в пример большой разброс цен в ЕС не только на сотовые услуги, но также на чашку эспрессо или килограмм курятины. Европейские чиновники в итоге настояли на своем, и операторы связи в Европе мгновенно повысили роуминговые тарифы для абонентов из всех стран за пределами ЕС. Российские операторы, если ФАС будет упорствовать, не смогут последовать примеру европейских коллег - слишком мал поток роумеров из-за рубежа в Россию. Но экономику нельзя обмануть, поэтому сотовым компаниям в РФ останется просто поднять тарифы, причем для всех, а вовсе не для 7% абонентской базы, которые по статистике Минкомсвязи пользуются национальным роумингом. Причем большинство абонентов уже перешли на пакетные тарифы, где связь уже несколько лет стоит одинаково как в домашнем регионе, так и в поездках, а для пользователей архивных тарифов введены тарифные опции. В российских регионах до сих пор много пользователей, для которых 100 рублей в месяц - это максимум расходов на связь. Поддерживать низкую цену для них операторам позволяет в том числе различный подход к тарификации, и тот, кто не выезжает за пределы домашнего региона, имеет возможность платить меньше. Если идея ФАС по отмене национального роуминга будет реализована, то 93% абонентов станут спонсировать связь 7% активной части населения, которая много перемещается по стране.

К счастью, у ФАС еще есть время, чтобы не создавать опасный прецедент. Ведомство уже показало некоторую гибкость, изменив текст предписания в адрес "большой четверки" на официальном сайте. Теперь антимонопольной службе осталось проявить мудрость, чтобы образцово-показательный с точки зрения уровня конкуренции сотовый рынок не пошел вразнос. А следом - и другие рынки.