MVNO в коробке
ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) начало предлагать корпоративным клиентам коробочный продукт для запуска виртуального оператора сотовой связи (Mobile Virtual Network Operator, MVNO). Этот продукт разработан на основе MVNE-платформы МТТ. Коробочным продуктом уже интересуются ШПД-провайдеры, компании, занимающиеся корпоративной связью, и финансовые организации. Благодаря данному коробочному продукту МТТ планирует в течение года запустить пять-десять MVNO-проектов.
МТТ начал предлагать корпоративным клиентам коробочный продукт для запуска MVNO. "Новый коробочный продукт нацелен на тех клиентов, которым необходим адаптивный и понятный запуск MVNO. Он включает в себя простой универсальный договор на все услуги в рамках создания виртуального оператора, информационный портал для управления сервисами абонентов и готовый алгоритм взаимодействия с регулирующими органами", - сообщили в МТТ.
Этот коробочный продукт разработан на основе MVNE-платформы, которая была создана в 2016 г. "Тот факт, что мы нейтральны и предоставляем рынку независимую MVNE-платформу, став, по сути, инкубатором для MVNO-проектов, является существенным преимуществом для партнеров МТТ", - отметил директор бизнес-единицы "Межоператорское взаимодействие" МТТ Андрей Ажигиров.
Пресс-секретарь МТТ Дарья Лютцау уточнила в разговоре с корреспондентом ComNews, что в целом у компании уже запущено четыре MVNO-проекта. Это MVNO-проекты с такими компаниями, как LPTracker (разработчик программного обеспечения для управления отношениями с клиентами), Top Connect (оператор связи в Прибалтике), GlobalLine Telecom (провайдер виртуальной телефонии) и "1С-СП" ("дочка" фирмы "1С").
По словам Дарьи Лютцау, коробочным продуктом МТТ для запуска MVNO уже интересуются ШПД-провайдеры, компании, занимающиеся корпоративной связью и финансовые организации. "Благодаря этому коробочному продукту мы планируем запустить в течение года пять-десять дополнительных MVNO-проектов", - сообщила Дарья Лютцау. Стоимость этого коробочного продукта она не раскрыла.
Руководитель департамента беспроводных технологий J`son & Partners Consulting Виталий Солонин сказал корреспонденту ComNews, что коробочный продукт МТТ рассчитан на создание Light MVNO, то есть таких виртуальных операторов, которые не имеют собственной инфраструктуры. "Этот формат должен быть востребован на российском рынке, поскольку создавать Full MVNO сложно, дорого и рискованно. Преимущества такого решения очевидны, в первую очередь для тех потенциальных MVNO, которые не имеют опыта в телекоммуникациях и/или не готовы на серьезные капитальные затраты", - заметил Виталий Солонин.
По мнению аналитика группы компаний "Финам" Леонида Делицына, преимущество такого коробочного продукта в простоте и скорости. Он считает, что запуск данного продукта своевременен.
"Однако пока говорить о буме MVNO в РФ не приходится. Вряд ли причина - в отсутствии коробочного продукта, хотя сложность разворачивания MVNO, возможно, отпугивает тех, кто мог бы рискнуть выйти с таким проектом", - заметил в беседе с ComNews Леонид Делицын.
На взгляд начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, спрос на создание MVNO сейчас в основном со стороны коммерческих структур, имеющих миллионы клиентов, таких как Сбербанк, "ВКонтакте" и др. По его мнению, коробочный формат - это продукт для ретейла, в котором для продвижения очень важен бренд.
"Предложение МТТ может быть интересно "колхозам", которые захотят легализоваться. МТТ при этом решит большинство технических и многие организационные вопросы", - ответил ComNews генеральный директор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов.
Заместитель директора аналитического департамента компании "Альпари" Наталья Мильчакова рассказала корреспонденту ComNews, что если МТТ будет держать низкие цены на услуги, то ему удастся привлечь новых клиентов, хотя не факт, что конкуренты потом не ответят соответствующим снижением цен.
"Рынок MVNO активно развивается в последние годы. Что касается MVNO-решений ПАО "МегаФон", то они очень разные. Мы готовы гибко подходить к работе с партнерами и не ограничивать их рамками стандартного решения", - ответил ComNews представитель пресс-службы "МегаФона".
Он напомнил, что за последние несколько лет на сети "МегаФона" появились MVNO-операторы различных моделей по степени интеграции, среди них - NetByNet, коммерческая организация "ГЛОНАСС" и Yota.
"Tele2 обладает значительной компетенцией в вопросе создания виртуальных операторов и умеет реализовывать проекты федерального масштаба - "Ростелеком", Сбербанк, готовится "Тинькофф Мобайл". У нас таким образом построены технические процессы и административные процедуры, что мы можем и умеем создавать виртуальных операторов в очень короткие сроки. Коробочного продукта у нас нет, поскольку созданием виртуальных операторов интересуются компании из разных отраслей, с разным видением масштаба такого бизнеса и прочими особенностями", - прокомментировал представитель Tele2 Константин Прокшин.
Пресс-службы ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") воздержались от комментариев.