Кирилл Седов
14.06.2017

Менее чем через месяц после самого значительного сбоя в истории "Мегафона" связь снова нарушилась. 13 июня абоненты оператора в Москве, Нижнем Новгороде и еще нескольких городах Поволжья на несколько часов лишились возможности говорить по телефону.

Аналогичные проблемы были у абонентов "Скартела" (бренд Yota, принадлежит "Мегафону", работает на его сети), а также у пользователей брендированного тарифа "Мегафона" VK Mobile, бета-версия которого была запущена в начале июня.

Предыдущий крупнейший сбой был 19 мая, тогда тоже несколько часов без связи оставались абоненты в Москве и Поволжье. Компания объяснила сбой программной ошибкой в оборудовании Hewlett Packard Enterprise, того же мнения придерживались собеседники "Ведомостей" в операторах связи: сбой произошел в базе данных sim-карт (Home Location Register).

Новый сбой был по той же причине – авария в хранилище данных о sim-картах, сообщили два собеседника "Ведомостей" в операторах связи и подтвердил сотрудник "Мегафона".

После предыдущего сбоя продажи контрактов у конкурентов "Мегафона" резко выросли: к примеру, у МТС 19 мая в Москве – в 2 раза, а в Поволжье – в 5 раз, сообщал представитель МТС Дмитрий Солодовников. В 2,5 раза больше обычного контрактов продал "Т2 РТК холдинг" (Tele2), утверждал его представитель Константин Прокшин. Количество людей, переходивших с сохранением номера в сеть другого оператора, незначительно, комментировать его не имеет смысла, сообщила представитель "Мегафона" Юлия Дорохина.

Два значительных сбоя за такой краткий срок в российском телекоме случаются впервые, отмечают гендиректор Telecom Daily Денис Кусков и гендиректор "ТМТ консалтинга" Константин Анкилов. Новый сбой определенно говорит не в пользу "Мегафона", считает Кусков, если случится еще один, недовольство абонентов перейдет в заметный отток, доля оператора может снизиться. Последствия для "Мегафона" будут, но пока не катастрофические, успокаивает Анкилов: репутация, наработанная годами, так быстро не разрушается.

С начала апреля по 18 мая медианное значение поданных на перенос номера заявок – 11 100 в день, после 19 мая – 14 300, подсчитал аналитик "Финама" Тимур Нигматуллин по данным Центрального научно-исследовательского института связи, оператора базы данных перенесенных номеров. Нынешний сбой был не таким резким, неполадки устранены быстрее, продолжает он, столь же значительного усиления чистого оттока не будет, но он будет заметен.

Ситуацией могут воспользоваться другие операторы – запустить сегментированную, точечную рекламную кампанию в духе "у нас нет сбоев", допускает Кусков, но, если во время такой рекламной кампании у оператора возникнут проблемы, от чего не застрахован никто, будет откровенно смешно.

Сбой может быть у любого оператора, решающее значение имеет, как быстро устраняется авария и как минимизируют потери, говорил о сбое "Мегафона" собеседник из большой четверки операторов. Играть на слабых местах конкурента было принято в нулевые, вспоминает Анкилов, сейчас такого гораздо меньше, но все же есть.