выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
22.05.2017

На минувшей неделе президент Украины Петр Порошенко подписал указ о введении экономических санкций в отношении нескольких десятков российских ИТ- и интернет-компаний и связанных с ними юрлиц. Предполагается, что эти меры осложнят работу российских ИТ-компаний на рынке сопредельного государства, а жители Украины больше не смогут пользоваться некоторыми интернет-ресурсами и сервисами (например, сервисами "Яндекса" и социальными сетями "ВКонтакте" и "Одноклассники").

Согласно указу Петра Порошенко №133 от 15 мая 2017 года, с 15 мая в силу вступило решение Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) о применении против ряда юридических и физических лиц из РФ "персональных специальных экономических и других ограничительных мер". Cреди компаний, попавших под санкции, несколько десятков российских ИТ-компаний и их украинских подразделений.

В частности, документ запрещает Mail.Ru Group и ее украинскому подразделению ТОВ "Мейл.РУ Україна" выводить капитал за пределы страны, приостанавливает исполнение финансовых и экономических обязательств. Украинские граждане и юридические лица не могут совершать сделки с ценными бумагами Mail.Ru Group и передавать ей права на какие-либо объекты интеллектуальной собственности или технологии. Активы компании на Украине должны быть заблокированы. Украинским интернет-провайдерам запрещено предоставлять доступ к сервисам Mail.Ru Group, а также к порталам соцсетей "ВКонтакте" и "Одноклассники" (принадлежат Mail.Ru Group).

Ограничительные меры в отношении ООО "Яндекс" и ТОВ "Яндекс.Україна" - практически те же самые. Кроме того, вводится и запрет на закупку услуг у этой интернет-компании. В указе перечислен список почти из 60 приложений и сервисов "Яндекса", к которым украинские интернет-провайдеры должны ограничить доступ.

В санкционный список попал также ряд разработчиков программного обеспечения - "Лаборатория Касперского", "Доктор Веб", ООО "1С", ООО "ABBYY", ЗАО "Галактика Центр", ООО "Корпорация "Парус", системные интеграторы "Энвижн Груп", "Софтлайн Групп", "Ай-Теко Проекты", ООО "Мастердата" и все украинские подразделения перечисленных компаний, "Астерос Украина", госкорпорация "Ростех", а также другие структуры.

Историю с санкциями и ограничениями, когда геополитические вопросы пытаются переложить в экономическую плоскость, мы уже проходили. Ситуация напоминает те процессы, которые начались несколько лет назад на фоне охлаждения отношений России с США и другими странами Запада.

Всем памятен, например, вышедший в декабре 2014 года указ тогдашнего президента Соединенных Штатов Барака Обамы, который запретил новые инвестиции в Крым, а также экспорт, реэкспорт, продажи и поставки товаров, услуг и технологий из США в Крым. Кроме того, были запрещены деловые связи с фирмами, которые контролируются жителями Крыма. После этого о прекращении поставок в Крым объявил ряд ИТ- и интернет-компаний, среди которых Apple, Dell, Hewlett-Packard и др. Взятый Россией курс на импортозамещение в области ИКТ, создание Реестра отечественного ПО, ограничения для иностранных производителей при госзакупках также не способствуют тому, чтобы иностранным компаниям было легко и вольготно на нашем рынке.

Однако время показало, что бизнес российских компаний на Западе, равно как и западных в России, не схлопнулся. Мы не увидели массового исхода американских и других западных ИТ-компаний с рынка России. Напротив, многие западные ИТ-компании (в частности, SAP и Oracle) увеличили объемы поставок в РФ, причем Oracle - даже в госсектор. Равно как и российские компании продолжают работать на рынке США и других стран Запада.  

За годы, прожитые бизнесом в условиях взаимных политических претензий между странами, компании нашли возможности не терять рынки, используя для этого самые различные инструменты: это и создание отдельных юрлиц в странах присутствия, и активная работа через сети партнеров и создание локальных решений, основанных на экспортных технологиях, но при этом являющихся отечественной разработкой, и другие способы.  

Наработанный компаниями опыт позволяет предположить, что российский ИТ-бизнес приспособится и к украинским санкциям. Новость об украинских санкциях не вызвала у российских компаний, которые обнаружили себя в списках, никакой реакции, кроме сожаления о том, что принятые меры осложнят жизнь конечным пользователям. "Яндекс", например, сообщил, что ограничения не окажут влияния на его бизнес в целом. "Поскольку доля украинского бизнеса в структуре выручки Mail.Ru Group незначительна, мы не видим причин для корректировки наших финансовых планов", - сообщила  Mail.Ru Group.  

Некоторые из российских ИТ-компаний, попавших под санкции, уже заявили, что претензии не имеют к ним отношения. Например, группа "Астерос" (АО "Астерос") уже три года как не ведет совместного бизнеса и не осуществляет какой-либо проектной деятельности на партнерских или иных основаниях с "Астерос Украина". "Астерос Украина" является самостоятельным юрлицом.

В "Лаборатории Касперского" заявили, что продукты компании все так же продаются на территории Украины через дистрибьюторские каналы, и новые санкции не окажут существенного влияния на ситуацию.

Иными словами, попытки решать политические вопросы за счет бизнеса едва ли приведут к каким-либо результатам кроме эскалации социального противостояния внутри самой Украины и сомнительным PR-дивидендам. Ряд СМИ, например, уже сообщили об акциях протеста против блокировки российских социальных сетей, прошедших в Киеве.  

Грустно во всей этой ситуации становится от того, что запреты и санкции, касающиеся ИТ-компаний, стали общеупотребимой практикой властей (причем во многих странах мира) для решения политических задач. Бизнесу, а тем более конечным пользователям ИТ-продуктов и интернет-сервисов, такие запреты едва ли нужны.